Начнем с риторики.
Есть ли ученый, который не хотел бы (не мечтал бы), чтобы машина (прибор или технология), придуманная им и невиданная доселе, была внедрена в производство? Вина его, ученого, или беда, если она, машина, не внедрена? И значит ли тогда, что знание само по себе ничего не стоит, хотя оно ныне продается и покупается?
Что легче – открыть или внедрить? И возможно ли (и хорошо ли), чтобы все открытое тотчас внедрялось? И кому судить, то ли открыто, что надо? И что именно внедрять из открытого немедля, а что потом?
И, наконец, почему обычно наука «жалуется» на производство, на его инертность и косность, а не наоборот?
Владимир Филатов только что вернулся из Москвы.
– Посмотрите, – сказал он, – еще никто не видел, даже ректор.
Он открыл свой «дипломат» и выложил на стол диплом и знак лауреата премии Ленинского комсомола. Премия присуждена студенческому конструкторскому бюро Челябинского политехнического института имени Ленинского комсомола.
– Премия – в области производства, – подчеркнул Володя.
Сам он начальник КБ.
Студенты отличились «в области производства». Премия за большие успехи в подготовке высококвалифицированных специалистов для народного хозяйства, разработку и внедрение в производство новой техники.
В общем-то конструкторское бюро (это красное здание у соснового бора «нарисовали» и построили сами студенты) создано для того, чтобы научить будущих инженеров (и ученых) исследовать природные явления. Но как научить?
– Если студент спаял плату и выбросил, это несерьезно, – говорит Филатов. – Мы приходим к заказчику: вот документация, вот опытный экземпляр, пользуйтесь.
Это, например, комплект приборов для поиска повреждений в кабельных линиях. Его главное достоинство – помехозащищенность, которая в двести раз выше, чем у приборов, выпускаемых промышленностью. Надев наушники и ведя щуп, подобно миноискателю, студент за считанные минуты находит место короткого замыкания в кабеле с точностью до метра: вот тут надо рыть. Это производит эффект.
Не перечислить все, чем богато студенческое конструкторское бюро. В десятой пятилетке оно насчитало шесть миллионов экономической эффективности и в прошлом году набрало актов внедрения еще на четыре миллиона рублей. Студенты (их тут свыше трех тысяч) получили десятки авторских свидетельств и десятки медалей и дипломов ВДНХ. Студенческая наука вполне окупает себя.
Студенты создали себе имя. К ним обращаются весьма изысканно. Смоленск: «Коммунальные энергетики родины первого космонавта (каково?) были бы вам весьма признательны, если бы вы изыскали возможность изготовить для нас хотя бы два комплекта указанной аппаратуры. Оплату гарантируем». Магнитогорский металлургический комбинат, управление «Юганскэнергонефть», саратовское объединение «Нитрон», Донецк, Каунас, Красноярск, Бельцы, Умань, Архангельск: просим, будем признательны, оплату гарантируем.
– «Дайте» – просят все, – грустно сказал Филатов, – а выпускать наши приборы не хочет никто.
То-то и оно. Если бы студенты выдавали чистую науку, их работа была бы менее популярна. Даже заказчик к чертежам, принципиальной схеме и другим тонкостям равнодушен. Ему нужен хороший прибор, аппарат, агрегат. Готовый к употреблению. Чтобы в дело его сразу. Хотя бы один экземпляр. Лучше бы больше.
Заказчику важно прежде всего то, что студенты производят хорошую аппаратуру, пусть в нескольких экземплярах – хватило бы ему. И все остальные просят именно готовый прибор. И уж когда им отказано, с откровенной унылостью соглашаются: вышлите чертежи.
Один или несколько образцов студенты делают охотно. Это необходимо им самим: прибор надо увидеть в натуре. Но удовлетворить все запросы...
Этот факт можно считать вполне достоверным: исследователю, создавшему новый прибор (машину или технологию), не удержаться от хлопотливого соблазна пустить его в серию. Опытный образец едва ли кого удовлетворит. Отчего это? Казалось бы, исследователь свое дело сделал. Прибор создан, признан, отмечен. И забудь о нем. Берись за новое дело. Создавай что-то еще. Потом еще, еще. Открывай. А он ходит по инстанциям, ввязывается в переписку, жалуется, обличает. Ничего не пробив, впадает в уныние.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.