На маневрах

Г Актан| опубликовано в номере №209, ноябрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Мост условно взорван. Он цел конечно, но его загораживают планки и развевающийся флажок. Есть один выход форсировать реку в брод, и командир, не задерживаясь, снимает сапоги и портянки. Подняв их над головой, он входит в ледяную воду, а за ним идет вся рота, люди поддерживают друг друга.

Не успев замотать портянки, красноармейцы ложатся в цепь, и быстрая стрельба пулеметов на том берегу показывает, что ударники комсомольцы и коммунисты гонят «врагов», показывая им, как надо драться. Далеко за городом в красной стороне мне навстречу идут машины.

Я знаю, что кругом только маневры, что одни и те же красноармейцы, учащиеся побеждать, стоят друг против друга, как «враги», что синие это тоже свои, но все же, когда красные бросили на фронт подкрепление, я радовался так, как будто это было на настоящем фронте.

Шло красное подкрепление. С радостным волнением мы смотрели, как быстро катились броневики с маленькими красными флажками, как шестиколески перебрасывали дружные отряды бойцов; шла артиллерия.

- Вот теперь им покажут! - сказал мне русоголовый мальчишка.

- Да, «им» покажут, - согласился я. Обратно я приехал в город, когда он был уже занят красными. Синие отходили на юг. У шоссе, усталые от больших переходов отдыхали красные части. На траве резали и рубили коровью тушу. Аппетитно дымилась полевая кухня. Далеко на горизонте кружились самолеты. Мы знали, что это наши красные самолеты. Там, далеко, был фронт. Но, ведь я нейтральный и должен сейчас ехать в сторону синих.

Старой знакомой дорогой пробирались мы к Алексеевским высотам. Там, среди пчелиных ульев, овинов и скирд снятого хлеба, должны были идти бои. Вот уже и рубеж. Мы делаем резкий поворот между двумя овинами и останавливаемся на полянке. У овинов наблюдательный пост. Мы не должны его демаскировать. Мы укладываемся за толстым бревном и оглядываем горизонт. На десятки километров открытый пейзаж. Далеко позади висит в воздухе привязной аэростат синих. Чуть правее, над лесом, колбаса красных. Город можно узнать только по двум колокольням. Мы попали в удачное место. Артиллерийский наблюдательный пост соединен четырьмя телефонами с командиром дивизии, с передовым постом, с батареей, с посредниками. Выстрелы слышатся чаще. Говорит пулемет.

- С первого поста сообщают, товарищ командир, что сбили броневик и взяли двух пленных.

- Отправьте их к командиру дивизиона, - приказывает командир батареи.

С первого поста сообщают о наступлении противника.

Хорошо видно, как красные занимают опушку леса. Командир батареи командует:

- По наступающей пехоте шесть выстрелов, беглый огонь.

Две томительных минуты.

- Огонь!

- Выстрел... Бу - у - х! - ухает в лесу орудие. На опушке леса посредники бросают взрыв - пакеты, изображающие разрывы снарядов. Около наблюдательного пункта также рвутся взрывпакеты. Это обстреливают нас. Сверкнули огоньки пулемета, крупная вспышка орудия, показался дым, его рассеяло ветром. Красные ведут артиллерийскую подготовку. На открытые места выбегают отдельные бойцы. Пулеметы синих на высотах молчат, хотя бойцы давно нервничают. То один, то другой прикладывается и берет на мушку.

- Не спешить! - тихо говорит командир. Когда цепи красных выходят из леса, раздается короткий приказ.

- Беглый огонь!

Захлебываясь, выбивают дробь пулеметы. Высота опоясывается дымками. Огоньки вспыхивают и гаснут. Цепи красных идут в наступление. Синие недоумевают. Заминку разрешает кавалерист. Он подскакивает к линии красных и машет белым флагом. Бойцы медленно встают и уходят в лес. Длинные цепи скрываются под радостный говорок на позициях синих.

- Отбили!

- Конечно, если бы пулей садили, они все бы лежали на поле. Разве так можно наступать на высоту.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены