На маневрах

Г Актан| опубликовано в номере №209, ноябрь 1931
  • В закладки
  • Вставить в блог

Тихий городок встревожен. С воем проносятся автомашины. Мотоциклы наполняют трескотней до краев широкие улицы города. У штаба руководства ряд дежурных машин. Широкие окна школы опутаны паутиной проводов полевых телефонов. Пасмурный день еле - еле продирается сквозь тяжелые тучи, когда автодоровцы начинают собираться в «гараже».

На поляне, ограниченной канавами и называемой «гаражом», командиры взводов распределяют наряды. Одна за другой срываются с места машины. Быстро подъезжают к бензинохранилищу на заправку. Также быстро отметясь в палатке дежурного, уходят по назначению.

- Номер восьмидесятый! - кричит командир взвода. - Поезжайте в деревню вместе с этим товарищем. Там надо выручить нашего мотоциклиста.

Гулко хлопнул мотор. Мой товарищ уже сидит позади меня на багажнике. Включаю первую скорость, жму конус и мы плавно трогаемся за новым «харлеем». На нем тов. Иванов везет нашего проводника. Сразу же с шоссе поворачиваем в сторону. После дождя размокшая глина была вздыблена копытами лошадей, колесами повозок и пневматиками «фордов». Потом все это застыло. Если сделать фотоснимок и показать крупным планом нагромождения глины, то невероятные леса, скалы и средневековые замки откроются перед вами. А нам надо было ехать по этому хаосу. Пробираясь обочиной, выбирая наиболее гладкие и относительно сухие места, тихо ползем. Мой пассажир нервничает, то и дело слезает. Ему все кажется, что в той мокрой яме мы упадем. Мощный «харлей» урчит и легко прыгает с кочки на кочку... С широких холмов мы подымаемся на высоту. Объезжаем деревню Куклюевку и прибываем на место. Треск мотора вызывает со дворов тучу ребятишек. Мы занимаемся починкой мотоцикла. Под опытной рукой мотор оживает. Через пятнадцать минут его водитель делает пробную езду, катая ребятишек.

Не успели мы вернуться в гараж, как пришлось ехать дежурить в штаб руководства. Ночью в штабе руководства работа не затихает. Без перерыва в дверях летчики, кавалеристы, бронетанкисты, связисты, артиллеристы. На минуту появляется командующий и уезжает.

- Двух мотоциклистов в службу связи, - объявляет дежурный, входя к нам в музыкантскую, где мы, дожидаясь назначения, сладко храпим.

На улице дождь. Струйки воды бегут по крутым бокам бензиновых баков, медленно капают с багажника. Неприятно заводить мокрую машину. Да она и не заводится сразу. Надо подбавить горючего. В цилиндрах на холодке застыло масло, и стартер повертывается туго.

Несколько магических действий - и мотор исправно стучит.

Шипят падающие капли на нагревающихся цилиндрах. Через огромную лужу и море грязи проехать чертовски трудно.

- Вот, товарищ, десять пакетов, записка на хлеб и консервы, - говорит мне дежурный, - посмотрите маршрут здесь на карте. Я вожу пальцем по трехверстке, выбирая нужную мне дорогу. Все в порядке. Разбрызгивая на десятки метров в стороны жидкую грязь, пролетаю город и выбираюсь на открытое поле. Мотор спокойно выбивает положенное ему число оборотов. Дождь забирается за воротник шинели, капли изредка больно колит глаза.

В трех километрах от города я встречаю первого всадника. Маскируясь, он едет аллеей. Его винтовка принимает боевое положение. Хорошо, что это только маневры, иначе мой «харлей» и я сам могли получить меткую пулю. За всадником слева едет второй, немного дальше, справа, третий, еще дальше слева тянется цепочкой эскадрон. Это разведка наступающего «неприятеля». Синие перевыполнили задание, делая прекрасные переходы по 50 - 60 километров в день. Они на 4 часа идут впереди. По моим заданиям я должен их был встретить в 12 часов дня, а встретил в 8 часов утра. Навстречу мне попадаются части наступающей дивизии. Я отыскиваю штаб и передаю задание сидящим в машинах командирам. Наштадив тут же пишет на планшете приказы. Прибывает кавалерист с донесением. Наштадив громко читает:

«Севернее деревни наши разведочные части встретились с противником. Справа слышу частую стрельбу».

Как бы в подтверждение этого донесения порыв ветра доносит частую дробь пулемета. Я получаю новое задание. Обгоняя повозки, артиллерию и отдельные группы бойцов, я еду к городу. У самого города идет «бой». Белый флажок, изобличающий мое причастие к нейтральному, посредническому аппарату, дает мне право спокойно созерцать картину столкновения. Все равно приходится ждать. Шоссе занято.

Передовые части синих заняли подступы к городу. По краям шоссе встали орудия и пулеметы. Маскировочные ветки скрывают заслон.

На призыв передовых частей из города идут броневики красных. Вот они выдвинулись из - за поворота и их встречает сосредоточенный огонь пулеметов и орудий синих. Стреляя, проходит броневик красных, но навстречу выходит посредник с белым флагом в руке. Он что - то говорит водителю и броневик, тихо свернув становится правым колесом в канаву.

- Сбиты! - радостно кричит артиллерист передового орудия.

За броневиками идут грузовики с пехотой и попадают также под сильный огонь. Посредник выводит их из боя. Когда я въезжаю в город, он уже занят синими. Красные отошли за рубеж. В столовой, на улицах, в парикмахерских, синие фуражки, усталые, но веселые лица победителей. Когда я сдавал пакеты в летучей почте, над городом нависла тревога. Неистово загудели паровозы.

- Воздушно - химическое нападение, - объясняет старшина.

Слышен мощный рев десятков моторов. Тройками летят над городом атакующие самолеты. Они моментально скрываются в низких облаках, но вскоре появляются новые и новые тройки. Красная авиация пытается дезорганизовать синие части, занявшие город. Но синие наступают уже далеко за городом. Красные отходят. Происходят «бои» за переправу, где вступившие в соцсоревнование роты показывают образцы боевой подготовки.

Сухие и сдержанные атташе - дипломатические гости, не выдержав, горячо аплодируют синей роте.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены