На фабричном дворе было многолюдно и шумно. Юноши, девушки в спортивных костюмах, с лыжами в руках, громко переговаривались, шутили, о чём-то спорили.
Валя торопливо осмотрелась и, не увидев никого из знакомых, смутилась и почувствовала себя одинокой...
Вчера во время обеденного перерыва к ней подошла комсорг цеха Лида Горбатова и спросила:
- Это правда, что ты отказываешься сдаватъ нормы ГТО по лыжам?
- Не сдам я, - еле слышно ответила Валя, прикладывая рука к груди. - Вот посмотришь, только опозорюсь!
- Ну напрасно ты, - сказала Горбатова. - Было время, и я думала, что никогда в жизни не проплыву и двух сантиметров. A стала готовиться к сдаче, показали мне, научили - и вот, - она указала взглядом на привинченный к блузке значок ГТО II ступени. - Сама ведь знаешь, как увлекаюсь теперь плаванием... Словом, приходи завтра готовиться. Не пожалеешь. Со своими веселей будет!
... Не первый год работала на фабрике «Гознак» Валя Орехова, но всё ещё держалась как-то особняком, в стороне от всех. Не то чтобы у неё не было товарищей, подруг. Нет.
В цехе, на работе, Валя чувствовала себя частицей большого и дружного коллектива. Но кончался рабочий день, и Валя не знала, куда деватъ себя.
Как-то так получилось, что все её товарищи по работе были заядлыми спортсменами. Маша Ратникова увлекалась гимнастикой, Надя Кулемина считала, что нет ничего лучше лёгкой атлетики, Юра Иванов занимался велосипедом, Люба Глазунова - волейболом, Володя Лебедев - коньками... Как только прозвенит звонок, друзья расходятся кто куда: одни - на стадион, другие - в спортивный зал, третьи - на каток. Одной только Вале некуда было торопиться.
Если говорить правду, Валя завидовала им. И ей хотелось ударить по мячу так, чтобы он со звоном полетел через сетку, пробежаться, чтобы в ушах запел ветер, взобраться на сверкающую перекладину или под музыку так же красиво делать вольные движения - от этих мыслей у неё каждый раз замирало сердце.
Но её удерживал страх: а вдруг она не сумеет? Вдруг будет неловкой, и над ней станут смеяться?..
А физкультурников на фабрике становилось всё больше и больше. Что ни день, то соревнование: цех с цехом сражается в волейбол, бригада с бригадой меряются силами на городошной площадке, выступлении легкоатлетов, велосипедистов, пловцов... На заседаниях комитета комсомола всё чаще обсуждаются вопросы физкультуры.
Фабрика давно уже выполнила свой план подготовки значкистов ГТО. Но комсомольцам этого мало. Они задались целью добиться того, чтобы нормы сдала вся молодёжь, чтобы не было ни одного юноши или девушки без значка ГТО.
- Эх, ты, Валя! - укоряли Орехову товарищи. - Мало того, что себе делаешь плохо, и весь цех подводишь. Разве можно так?
Вот и зима уже наступила. Начни же наконец сдавать нормы!
И комсорг вчера - в который раз! - снова завела с ней этот разговор. Да и не только комсорг. После беседы с комсоргом вызвала Валю к себе сама Мария Петровна Горбунова, начальник цеха.
- Валюта, милая, что я слышу? - всплеснула руками Мария Петровна. - Ты из тех, кто тянет назад наш цех? Да как же тебе не стыдно?!.
- Не сумею я, Мария Петровна, - пробормотала Валя, опуская голову. - Не сумею...
- Это что же, пройти за двадцать две минуты на лыжах три километра-то не сумеешь? Да? Ну уж, милая моя, я, пожалуй, вдвое старше тебя и то ещё надеюсь уложиться в это время! Мне хоть и не пора ещё сдавать повторные испытания, а я тоже пойду тренироваться со всеми! И ты, Валюта, пойдёшь с нами. Договорились?
И вот Валя пришла. Но, оглядывая запруженный молодёжью фабричный двор, Валя не видела никого из своего цеха. И, втайне радуясь, что нашлась «уважительная» причина, она торопливо направилась к выходу.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.