Упрямый и стремительный Коля Климчук, задумчивый, безотказный Олег Арваниди, угрюмый и неудержимый Женя Корнеев, напористый и улыбчивый Леня Ефименко...
Ребят Виданова на трассе называют десантниками. Потому что начальство посылает эту бригаду на самые горячие участки зимника. И всякий раз, прибыв на новое место, молодые водители умудряются сделать рейсов чуть не вдвое больше, чем опытные старожилы.
Летят прежние нормы, шатаются расценки. «Рвачи, деньгу гонят», – обиженно бубнят местные корифеи. Но, узнав, что Коля Климчук вместо положенных двенадцати сумел пройти трассу за шесть часов, ворчуны поспешно лезут в свои остывающие КрАЗы. Наверстывать. Догонять Виданова. И во весь рот улыбается им могучий Ефименко: «Ну, ну, мужики. Попробуйте!»
Пусть пробуют. Пусть догоняют – время на зимнике дорого. А у нас, как назло, пробка на дороге.
Машин прибавляется. Все труднее им разъехаться, обойти на подъеме плетевоз Каркачева. И пока водители толпой обсуждают, как быть, кто-то уже послал попутку обратно в Андру, к Замтарадзе...
У Таира Шалвовича Замтарадзе, начальника участка СУ-9 треста «Приобьтрубопроводстрой», особый счет с зимниками. Десятки их видел он по всей Сибири и, казалось бы, изучил все повадки этих дорог. Но в том-то и дело, что у каждого зимника свой норов.
На 706-м километре здешней трассы встретилось дорожникам болото. Вроде обычное. Но мороз его не брал. То ли ключи там теплые бьют, то ли другая премудрость. Прежде такие болота обходили стороной, но здесь случай особый. Нитку газопровода петлей не изогнешь.
Прикинул начальник участка возможности, подобрал технику помощнее и объявил решение: болото засыпать. Землей, корягами, обломками деревьев. Идея была неожиданная, но, как оказалось, единственно верная. Мощные бульдозеры двинулись с четырех сторон, постепенно сжимая кольцо, и вот уже последняя полоска болотного мха надежно укрыта. Тракторами, что полегче, промяли грунт, мороз прихватил оставшиеся на поверхности лужицы – дорога была готова.
Болотце можно засыпать, но что делать, если вся дорога представляет собой бесконечную череду крутых подъемов и спусков? Малейшая оттепель превращает их в ледяные горки, по которым только на салазках кататься. Попробуй тут уследи за каждой, если под началом у Замтарадзе более двухсот километров трассы...
– Таир Шалвович, там опять... Пробка... – размахивал руками молоденький водитель.
– Зачем кричишь? Сейчас, успеем.
Сунув руки в карманы полушубка, Замтарадзе заторопился к машине. Но на этот раз пробка рассосалась и без вмешательства начальника участка.
Пока водители спорили, Сергей выслушал Виданова, прошел вперед, потрогал руками обледенелую колею и решительно вскочил в кабину. Он повел плетевоз по самому краю дороги, где легкий снежок еще хоть как-то держал колеса.
Тягач тяжело отдувается, ревет, вот он уже на гребне. «Отлично, Сережа!» – кивает Виданов для поднятия духа, ведь сзади еще тридцать пять метров плети, ее тоже надо втащить на гребень, но машина выравнивается, и мы, наконец, чувствуем: вышли.
Сергей стреляет в нас черными глазами – оцените! – и тут же ухмыляется самому себе. Подумаешь, нашел чему радоваться! Работа! Допустим, немного азартная, но все же работа.
Да и хорошо, что она такая. Сережка ведь тоже азартный, заводной, потому, наверное, и попал на плетевоз.
...Родители привезли его на Север пятнадцатилетним. Прижился здесь парень, понравилось. Друзья появились. К ним и приехал после армии погостить, хотя отец с матерью все-таки вернулись на Украину, в Комсомольск-на-Днепре.
Встретил Сережку старый приятель, подначил:
– А слабо к нам на автобазу?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.