– А не слабо. Машину дадите? Только чтоб плетевоз!
Тогда, два года назад, создавалась новая бригада. Ребята подбирались крепкие, бывалые, Сережка среди них выглядел совсем мальчишкой. Но опытные водители сразу решили: коли с нами, значит, серьезный мужик. Равный среди равных. На мастеров и подмастерьев делиться не стали.
К руководству базы обратились с просьбой назначить к ним мастером-бригадиром Валерия Виданова. Особыми производственными успехами тот вроде бы не выделялся, здешние старожилы видели всяких водителей, но вот уперлись:
– Виданова нам! Другого не хотим. Думается, дело здесь не столько в шоферских, сколько в человеческих качествах. Виданов верит, что суть у любого человека никогда не бывает гнилой, в каждом старается он раскрыть доброе начало. И ради этого не жалеет ни выдумки, ни изобретательности, ни своего личного времени.
Бригаду Виданов принять согласился.
А потом произошло то, что возможно только здесь, в Сибири. Сергей и Валерий долго приглядывались друг к другу и, наконец, разобрались. Узнали друг друга.
– Помнишь, ты еще с собакой гулял. А мы, пацаны, во дворе играли.
– Была собака, правильно! И отца твоего помню.
Оказалось, что оба они не только из одного города – из Комсомольска-на-Днепре. Но – из одного дома! Из одной и той же девятиэтажки. Соседям, чтобы встретиться и подружиться, пришлось поехать в Тюмень, на зимник. Что ж, деталь эта в пользу зимника.
Отец Сережки не смог усидеть без сына в теплом доме. Собрали они с матерью пожитки и опять подались в Сибирь, к парню своему. Работает теперь Виктор Захарович Каркачев в той же видановской бригаде машинистом
трубоукладчика. И когда спрашивают, сам удивляется подобной карусели: прежде он сына в эти края затащил, теперь – сын отца. Значит, судьба.
Нас снова хватает за ворот дорога. И, расшалившись, принимается подбрасывать, словно детский мячик на длинной резинке, – вверх, вниз, вверх, вниз. Мячик в тридцать пять тонн. Куда уж до здешних подъемов и спусков аттракциону «Русские горки»? Тут гораздо круче будет.
С трудом забираемся на очередной холм, и тут Сергей вдавливает тормозную педаль, сдерживая могучую машину. Далеко внизу, в самом конце спуска, лежит на боку КрАЗ. Капот смят, разнесло справа кабину, огромная плеть перевернула прицеп и рухнула на дорогу. А люди, люди как?
– Неужели наш кто?
Голос Виданова дрогнул. Он до боли всматривается, но издалека не разглядеть номера. С тревогой замечает мастер, что хвост упавшей трубы загородил часть дороги; и так-то неширокая, она стала чуть не вдвое уже. Едва пройти машине.
– Давай вниз. Осторожно только. Насчет осторожности он, кажется,
пошутил. Сергей отпускает тормоз и бросает плетевоз вниз, как самолет в пике. Скорость растет, мы все быстрее несемся к узкому, словно горловина бутылки, проходу между крайними соснами и острым жерлом рухнувшей трубы. Теперь вся надежда на то, что Сергей вырулит, попадет в эту щель. Потому что тормоза уже не помогут: плеть со страшной силой толкает в спину, и если попробуешь придержать ее, наверняка перевернешься.
Виданов не отрывается взглядом от разбитого КрАЗа, вот машина уже рядом, с ревом наш плетевоз проносится мимо, и Валерий, тяжело вздохнув, замечает и чужой номер, и вчерашний снег, припорошивший капот, и пустую кабину, и короткую борозду к траншее.
– Понятно! – кричит Валерий. – Он тормознул на спуске! Труба ударила и увела в сторону, столкнула. Ребята, похоже, целы. Жми, Серега.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Размышления о трудовой чести и рабочем достоинстве
Повесть