В стихах Лермонтова, в военных рассказах Тургенева прекрасен чёткий и лиричный пейзаж. Человек в минуты величайшего напряжения своих сил глубоко воспринимает природу.
Тем более ощутим пейзаж для советского бойца, который сражается на своей земле. Он отнимает родную землю у врага метр за метром. Он переживает судьбу каждого дерева.
Русские реки, которые перешли наши наступающие части, придонские камыши, кубанские платами - это наш пейзаж.
Никогда не забудет боец и берёз рядом со своей позицией.
Русская зима: сугробы с застругами, мягкая пороша и блистательный жёсткий наст - это русский мороз, родной нам мороз, грозный для врага это тоже фронтовой пейзаж.
Русские леса ранены боями. Когда уходит враг, подолгу ещё в ветреные дни падают подрубленные осколками деревья.
Русские поляны - верные позиции нашей артиллерии; артиллеристы изучили их, как художники. Они любят густоту сосновых порослей, солнечную зелень кустов. Русские пашни и поля ждут нашу наступающую пехоту. Каждый шаг освящён желанием прогнать вражескую нечисть, каждый шаг взят с любовью. Фронтовому пейзажу посвятил свои работы Михаил Санин. Некоторые из них печатаются здесь.
Немцы пытаются «освоить» наш пейзаж: в городах и сёлах они устраивают свои кладбища, похожие на огороды, ставят рядами кресты из неободранной берёзы.
Но весна омывает чужие могилы. Немецкие фотографы снимают наши пейзажи в вычурных каше, посылают домой сентиментальные открытки. Но те немцы, которые легли на нашей земле и тела которых вросли в траву, - они уже никому ничего не пошлют. И наш пейзаж для них - это пейзаж могучей и спокойной природы, смывающей все чужое.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.