Русская пехота - царица полей

М Люшковский| опубликовано в номере №385-386, июнь 1943
  • В закладки
  • Вставить в блог

Пехота - главный и самый многочисленный род войск. Она может всюду пройти, всё занять и всё удержать. Остальные роды войск только помогают пехоте в её трудной и сложной боевой работе.

История русской пехоты начинается вместе с историей нашей родины.

В 911 году князь киевский Олег вёл войну с Византией. Уничтожив вражеское войско, он в знак победы прибил свой щит на вратах Царьграда. Успех этого сражения решила пехота, состоявшая из свободных граждан - жителей городов и сёл.

Русская пехота отличалась высокой дисциплиной и храбростью, упорством и выносливостью. В 1240 году князь Александр Ярославович со своей дружиной и новгородской пехотой разбил шведов на Неве. Вооружённые топорами - любимым оружием русских, - новгородские пехотинцы с одного удара раскалывали железные шлемы шведов, как глиняные горшки. Шведы, разбитые русскими, бежали и долго после этого не решались вновь идти на нашу землю.

В знаменитом сражении с ливонскими рыцарями - крестоносцами на Чудском озере в 1242 году русская пехота снова показала, что значит истинная военная доблесть.

При царе Иване Васильевиче Грозном в России впервые появились стрельцы. Они делились на полки.

Стрельцы уже имели определённую форму одежды и были вооружены пищалью (ручное огнестрельное оружие), бердышом (топор в форме полумесяца, на длинной рукоятке) и саблей. Жили они в особых слободах, охраняли пограничные города, а в военное время - в сражениях - составляли опору боевого порядка русской рати.

В 1700 году Пётр Великий сформировал регулярную армию - 27 полков пехоты и 2 полка драгун. С этой армией он начал борьбу против Швеции, захватившей русские земли у Ладожского озера и Финского залива.

19 ноября того памятного для России года враг атаковал нашу армию, осаждавшую Нарву. Молодые русские войска, не имевшие ещё боевого опыта, потерпели поражение. Но новая пехота Петра, Преображенский и Семёновский полки, - бывшие «потешные» - удержали свои позиции, отбив все атаки шведов. Они спасли тогда армию от полного разгрома.

Войну со Швецией выиграла пехота.

1702 год - русская пехота штурмовала и взяла крепость Нотенбург. 1703 год - пехотинцы Петра, посаженные на рыбачьи лодки, атаковали морские корабли «Астрил» и «Гедан». Эта атака перешла в жестокий рукопашный бой, закончившийся полной победой русских. 1708 год - русские пехотинцы и артиллеристы, вместе с конницей, громят шведов при деревне Лесной, и, наконец, 27 июня 1709 года - полнейший разгром врага под Полтавой.

Петровская пехота особенно отличилась и в сражении при Гангуте.

Посаженные на гребные суда - галеры, - превратившиеся в моряков, пехотинцы громили противника, забирая в плен даже шведских адмиралов. Цепляясь за снасти, в рукопашном бою, борт о борт со шведскими кораблями, русские лезли на пушки, не боясь смерти - ни от огня, ни от штыка, ни от воды.

«Абордироваяие так жестоко чинено, что от неприятельских пушек несколько солдат не ядрами и картечами, но духом пороховым из пушек разорваны... во истину нельзя описать мужество наших, как начальных, так и рядовых», - писал тогда о пехотинцах Пётр.

Приемниками их славы были суворовцы.

Великий русский полководец Суворов сам начал свою службу «нижним чином» - в пехоте, в гвардейском Семёновском полку. Он считал, что изучение военного дела должно было начинать с пехоты - главного и основного рода войск.

Боевое крещение Суворова произошло в Семилетней войне. Русская пехота тогда отличилась в битвах, нанося прусской армии, считавшейся лучшей в мире, одно поражение за другим. Уже в бою при Цорндорфе в 1758 году прусский король Фридрих был поражён храбростью русской пехоты. Разделённые кавалерийской атакой пруссаков на небольшие группы, русские гренадёры не сдавались и не бежали. Став спинами друг к другу, они ощетинились штыками, как ежи, и до последнего дыхания сопротивлялись.

В 1759 году Фридрих был наголову разбит при Куннерсдорфе. А через год отборная русская пехота штурмовала берлинские бастионы и затем торжественно, с развевающимися знамёнами вступила в сдавшуюся немецкую столицу. С этого времени Фридрих уже более не рисковал вступать в сражения с русскими, ограничиваясь «маневрированием на почтительном расстоянии».

Вместе со смелостью росло и мастерство русских пехотинцев.

В итальянской кампании 1799 года егеря генерала Багратиона применили один весьма оригинальный военный приём.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены