На фронте есть пейзаж

В Шкловский| опубликовано в номере №385-386, июнь 1943
  • В закладки
  • Вставить в блог

В стихах Лермонтова, в военных рассказах Тургенева прекрасен чёткий и лиричный пейзаж. Человек в минуты величайшего напряжения своих сил глубоко воспринимает природу.

Тем более ощутим пейзаж для советского бойца, который сражается на своей земле. Он отнимает родную землю у врага метр за метром. Он переживает судьбу каждого дерева.

Русские реки, которые перешли наши наступающие части, придонские камыши, кубанские платами - это наш пейзаж.

Никогда не забудет боец и берёз рядом со своей позицией.

Русская зима: сугробы с застругами, мягкая пороша и блистательный жёсткий наст - это русский мороз, родной нам мороз, грозный для врага это тоже фронтовой пейзаж.

Русские леса ранены боями. Когда уходит враг, подолгу ещё в ветреные дни падают подрубленные осколками деревья.

Русские поляны - верные позиции нашей артиллерии; артиллеристы изучили их, как художники. Они любят густоту сосновых порослей, солнечную зелень кустов. Русские пашни и поля ждут нашу наступающую пехоту. Каждый шаг освящён желанием прогнать вражескую нечисть, каждый шаг взят с любовью. Фронтовому пейзажу посвятил свои работы Михаил Санин. Некоторые из них печатаются здесь.

Немцы пытаются «освоить» наш пейзаж: в городах и сёлах они устраивают свои кладбища, похожие на огороды, ставят рядами кресты из неободранной берёзы.

Но весна омывает чужие могилы. Немецкие фотографы снимают наши пейзажи в вычурных каше, посылают домой сентиментальные открытки. Но те немцы, которые легли на нашей земле и тела которых вросли в траву, - они уже никому ничего не пошлют. И наш пейзаж для них - это пейзаж могучей и спокойной природы, смывающей все чужое.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены