На экране Жерар Филип

Мих Белявский| опубликовано в номере №678, август 1955
  • В закладки
  • Вставить в блог

Роль Рюи Блаза выигрышная, эффектная, но чрезвычайно трудная. Жерар Филип ведет ее с той же естественностью и простотой, которые отличают все его творчество. С особой силой артист произносит в третьем акте знаменитый монолог об Испании; он как бы говорит от имени гордого, непокоренного испанского народа.

Не менее замечательные образы созданы им в кино. Молодой артист сыграл столько ролей, что даже простое перечисление их заняло бы много места.

Большой творческой победой французского кино явился фильм «Красное и черное» (по Стендалю). Своим успехом фильм в значительной мере обязан Жерару Филипу, который блестяще исполнил роль Жюльена Сореля. Артист тонко и ярко передал талантливость, одаренность своего героя, честолюбие юноши простого происхождения, мечтающего отвоевать себе место среди «сильных мира сего». Ирония, порывы страсти, трезвый расчет, мучительное раздумье - целый каскад чувств показал талантливый актер. Этот фильм нельзя смотреть без волнения. Вся история Сореля - его любовь, измена, раскаяние, гибель - выходит из узких рамок личных взаимоотношений Сореля, перерастая во взаимоотношения общественные, классовые.

В фильме «Красота дьявола» Жерар Филип исполняет роль Фауста.

Хотя в этом фильме действие развертывается в условной стране и персонажи одеты в фантастические костюмы, в фильме, по существу, решается вполне современная тема о том, что происходит с наукой, если она продается «златому тельцу». Мефистофель показывает Фаусту зеркало, в котором ученый видит будущую судьбу своего открытия. Перед ним возникают картины ужасных бедствий, опустошенная и разоренная земля. Становится ясной печальная участь ученого, превратившегося из созидателя в разрушителя, из друга народа в его врага. И когда Фауст пытается уничтожить силу дьявольского контракта, ему удается осуществить это лишь при помощи народа. Так жизнеутверждающе выглядит эта древняя легенда о Фаусте, образ которого талантливо воссоздал Жерар Филип.

Оптимизмом проникнуты и заключительные эпизоды картины «Ночные красавицы», также поставленной Ренэ Клером. Жерар Филип играет в этом фильме роль мечтательного учителя музыки Клода, которому прошлое кажется более прекрасным, чем грубая действительность. В своих сновидениях Клод переносится во времена средневековья, в романтическую эпоху трех мушкетеров, участвует в событиях французской революции. Нетрудно представить себе, какие богатые возможности для творческих находок открываются перед одаренным артистом в этих столь разных ситуациях.

Жерар Филип покоряет зрителя своей игрой потому, что он «вживается» в каждую роль глубоко и обстоятельно. Чувствуется, что сам артист глубоко верит тому, что говорит, что делает на сцене или экране. Правда чувств, правда характера - основное его оружие. А донести замысел до зрителя артисту помогают его чудесный талант, вдохновенный, творческий труд.

Во французском кино не принято приглашать дублеров для замены артистов при выполнении разного рода трюков, спортивных эпизодов и т. д. И Жерару Филипу приходится быть разносторонним спортсменом. Он занимается волейболом, плаванием и даже акробатикой. Многие, очевидно, помнят сцену дуэли на крыше в картине «Фанфан - Тюльпан». Вся эта ожесточенная схватка снималась на настоящей крыше, высоко над землей, и опасность, которой подвергались «противники», была отнюдь не мнимой. Жерар Филип во время дуэли получил удар шпагой в руку, а его партнер был ранен в колено. Во время съемок пожара и взрыва Фанфан - Жерар Филип был действительно отброшен взрывной волной в стог сена. К счастью, лицо его оказалось обожженным лишь незначительно.

Таков этот темноволосый, стройный, обаятельный молодой человек, один из любимейших артистов Франции. Жерар Филип скромен в лучшем смысле этого слова. Он не любит рекламу, среди актеров Национального народного театра держится не как премьер, а как рядовой член коллектива.

Жерар Филип не только артист, но и активный борец за мир, верный сын Франции. Ему дороги национальные интересы своей родины, дело борьбы за мир во всем мире. И не удивительно, что Жерар Филип выступал против вооружения Западной Германии, против восстановления нового вермахта.

Жерар Филип - искренний друг нашей страны. Когда советские деятели культуры беседовали с ним в Париже, он с интересом расспрашивал их о Москве, о советском искусстве и неоднократно заявлял о своем желании посетить СССР.

Жерар Филип всегда будет нашим желанным гостем.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Опасный маршрут

Продолжение. См. №№ 11, 12, 13, 14, 15

Пустыня отступает

Заметки художника