Дом торжеств в Тбилиси
Он стоит на высоком холме над Курой и похож с самолета на праздничный торт. Когда поднимаешься к нему от реки — это уже крепость. А когда входишь внутрь, попадаешь то ли во дворец, то ли в музей.
— Так и было задумано, — рассказывает автор проекта нового тбилисского Дома торжеств архитектор Виктор Джорбенадзе. — В архитектонике здания нам хотелось слить воедино прочность, твердость, основательность с открытой, праздничной приподнятостью, даже театральностью...
Мы ходим по этажам Дома торжеств. Внутри он кажется еще больше, чем снаружи. Конференц-зал — здесь собирается клуб молодой семьи. Ритуальньсе залы. Дискотека. Бюро свадебных путешествий. Помещение клуба знакомств. Комнаты хоровых репетиций. Зал детских ритуалов. Повсюду картины, фрески, скульптуры... Красиво!
— А сейчас я покажу то, чего вы не увидите нигде, — заинтриговывает нас Виктор.
Выйдя из здания, он указывает на памятную доску, вмурованную в наружную боковую стену. На ней сотни подписей.
— Это автографы строителей. Всех без исключения — инженеров, техников, рабочих. Мне говорили: так не принято. А я уверен: они будут гордиться, что участвовали в возведении дворца. Видели бы вы, с каким энтузиазмом, как самозабвенно работали наши мастера.
...У главного входа группа торжественно одетых людей. В центре внимания — очаровательная девочка с ярким бантом. Сейчас начнется «Мзеоба» — солнечный праздник имянаречения. Трехлетняя Манана вместе с родными. друзьями родных и друзьями друзей родных войдет в сказочный дворец, ее поздравят, срежут на память родителям маленькую прядку волос, вручат медаль, на которой изображено солнце. А она прочтет стихи Николаза Бараташвили:
...Течет Кура, журча на перекатах.
Она сейчас зеркально хороша.
Вся в отблесках лазури синеватых...
«Мзеоба», пожалуй, самый поэтичный праздник в Тбилиси. Дети танцуют, поют, декламируют. Первый праздник в их жизни. А сколько еще впереди! Но как сделать каждый из них запоминающимся, ярким? Вопрос этот волновал и инструктора ЦК комсомола Грузии Эльзу Свимонишвили которой несколько лет назад предложили стать директором тбилисского центра торжеств. Скажем откровенно: семейные торжества в республике подчас превращались в многодневное застолье купеческого размаха. Замечательные качества грузинского народа — широта, щедрость, гостеприимство — доводились до абсурда. Да и как иначе назвать обывательское стремление пустить гостям пыль в глаза, поразить дорогими вещами, «богатством»?
Партийная организация, комсомол Грузии повели наступление на чуждые обычаи. Была создана республиканская комиссия по пропаганде и внедрению новых обрядов и ритуалов. И дело пошло. В него включились талантливые художники, музыканты, поэты. Ведь новые обряды должны создавать люди с выдумкой, фантазией, чувством прекрасного.
— В жизни каждого из нас много радостных событий, — говорит Эльза Свимонишвили, — а потому главной задачей мы считаем создание неразрывной цепочки праздничных обрядов. Уже в раннем детстве ребенок приходит в Дом торжеств на «Мзеобу». Здесь же он отпразднует и поступление в школу, и ее окончание, и свадьбу. Кстати, обряд бракосочетания вы увидите через несколько минут...
Мы переходим в главный ритуальный зал. Убранство его так же торжественно, как и событие, которое здесь отмечается. Витражи отбрасывают цветные блики на стены. Где-то наверху поет хор. Через несколько минут в зал войдут молодые.
— Пройдет два-три года, и сегодняшние молодожены приведут сюда на «Мзеобу» своего первенца, — продолжает свой комментарий Эльза. — А через двадцать пять лет свершат здесь обряд «Эрдгулеба», что значит «верность». И, конечно, не раз они приведут сюда на праздники своих детей и внуков...
И вот распахнулись двери. Ослепительный солнечный свет ворвался в полумрак зала. Жених и невеста, сопровождаемые друзьями и родственниками, вступили на мраморные плиты, устланные лепестками цветов. Хор запел традиционную заздравную «Мравалжмиер». Начинался праздник, который его участники не забудут никогда...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Твой собеседник — чемпион
или Как фальсификация культурных и нравственных ценностей используется в грязной политической игре
Надо обсудить