– До сих пор мы говорили о влиянии на человека извне. Но ведь он не пассивная «губка», которая только все впитывает – и хорошее и плохое.
– «Развитие личности как характера прямо пропорционально развитию в ней самостоятельности – то есть способности твердо стоять на собственных ногах». Эти слова Плеханова будут справедливы всегда. Я уже сказал, что раньше самостоятельности активно учила сама жизнь. Нынешние условия благоприятны и в экономическом и в духовном плане. Однако трудности, столкновения, борьба не исчезли вообще – они видоизменились. Нет социальной несправедливости, но есть несправедливость во взаимоотношениях, замаскированная черствость, притворная забота о человеке. И бороться с этим весьма сложно... Теперь необходимо быть активно деятельным в достижении более высоких ступеней социального прогресса. Несамостоятельный человек на такое не способен. А самостоятельность развивается при одном непременном условии: самовоспитании, самохотении быть личностью. Никакие педагоги, наставники не дадут человеку то, что он должен дать сам себе. И еще – постоянный самоанализ. Только тогда реально говорить о воспитании нашего внутреннего судьи – совести, опорного пункта активной жизненной позиции. Каждая победа над собой, своими инстинктами, слабостью – победа личности, залог ее будущих успехов.
В жизни каждого из нас может возникнуть такая ситуация, когда не окажется поддержки со стороны. И надо будет самому отстаивать, доказывать, бороться. Поэтому никогда и ни в чем нельзя отступать, если считаешь себя правым, не идти на компромисс с совестью: ладно, в мелочах я отступлю, зато в главном буду тверд. С мелочей-то все и начинается. Преодоление их я бы назвал психогимнастикой, которая должна присутствовать в повседневной жизни молодого человека. Такой тренаж наиболее активно формирует волю – тот самый компонент психического склада каждого из нас, который играет чрезвычайно важную роль в утверждении активной жизненной позиции человека.
Разум, чувство, воля. Их диалектическое единство создает психологическую основу для проявления активной жизненной позиции человеком.
– Если попробовать обобщить, в чём проявляется эта активность?
– В устойчивости линии поведения, определенности взглядов, оценок и действий. Своеобразный оселок, на котором все это проверяется, – это отношение человека к труду. Второй «оселок» – отношение к людям. Третий – отношение к природе.
Самое что ни на есть конкретное проявление жизненной позиции рабочего человека – его трудовое обязательство. Здесь он предлагает то, что может дать производству, людям сверх обычного, сверх установленного. Так должно быть в принципе. Но на практике нередко сталкиваешься с тем, что в своих обязательствах работник лишь подтверждает то, что и так обязан делать: выполнять норму, не опаздывать на работу, не нарушать дисциплину. Обычное объяснение: принесли, мол, бумагу, я и подписал, вреда-то от этого нет. Есть, и еще какой! Конечно, можно и нужно критиковать за такую практику товарищей, готовящих обязательства «под копирку». Но тут речь о другом. О самом человеке, безропотно относящемся к заготовленной бумаге. Ведь это – обыкновенное равнодушие, антипод активной жизненной позиции.
...Мы по праву гордимся достижениями развитого социализма. Но мы все больше заинтересованы в активном проявлении идейно-нравственного потенциала нашего общества, потому и говорим о том, что тормозит его проявление. В этой связи формирование активности жизненной позиции – одна из ключевых проблем воспитания. Накануне XXVI съезда партии эта задача приобрела еще большую актуальность.
В дни подготовки к съезду с необычайной силой ощущаешь массовую активность людей, массовый трудовой порыв. Почти каждый день узнаем о новых патриотических починах, читаем в газетах рапорты о выполнении предсъездовских трудовых обязательств. Это массовые коллективные почины, коллективные рапорты. Николаевские корабелы отмечали каждый день наивысшей производительностью труда; приборостроители объединения «Светлана» выступили с инициативой обеспечить весь прирост продукции без увеличения численности рабочих.
Новую инициативу, творческую активность молодежи вызвала Всесоюзная эстафета комсомольских дел. В Москве, Ленинграде, Перми, на Украине широкое развитие получила практика Ленинских заданий комсомольским организациям, тесно связанных с конкретными целями трудовых коллективов. Молодежные бригады горьковского объединения «Красное Сормово» – инициаторы соревнования за право присвоения по итогам эстафеты звания бригады имени XXVI съезда КПСС… Тысячи коллективов приходят к съезду с самыми высокими достижениями. Но за коллективными починами, рапортами в адрес съезда стоят личности, из которых и складывается трудовой коллектив. И если один сработал плохо – уже нельзя говорить, что весь коллектив трудится отлично. Такова цена нашей личной, профессиональной и гражданской зрелости. Хотелось бы, чтобы трудовой энтузиазм этих последних месяцев стал нормой каждого дня новой пятилетки. Активная жизненная позиция – вот что возвышает личность. От того, насколько мы будем социально активны сегодня, зависит наше будущее.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.