Вивальди? Вивальди!

Павел Ермишев| опубликовано в номере №1291, март 1981
  • В закладки
  • Вставить в блог

Во многих письмах читатели задают нам вопрос: часто, мол, стали исполняться произведения Вивальди во всевозможных обработках, песня есть «Под музыку Вивальди...» – чем объяснима популярность композитора, долгое время бывшего в тени? Иные же читатели, как явствует из их вопросов, довольно приблизительно знают о Вивальди или – ничего, кроме фамилии и его причастности к музыке.

Уважаемые корреспонденты заочной летучки «Смены», вам отвечает музыковед Павел Ермишев.

Будучи в гостях у известного музыкального деятеля Бориса Васильевича Доброхотова, я увидел рукопись его монографии «Антонио Вивальди». Помнится, меня поразило начало книги, приковавшее внимание необычностью словесного портрета великого итальянского скрипача и композитора: «Современники называли его «рыжим попом». Он был мал ростом, с впалой грудью и узкими плечами; всегда был одет в черный костюм аббата с обтягивающим шею белым воротником. Большая, задорно откинутая назад голова с длинными, падающими до плеч рыжими локонами. Лицо печального Труфальдино, одного из персонажей итальянской комедии масок, с большим покатым лбом, худыми щеками, огромным крючковатым носом и выступающим вперед подбородком. С юных лет Антонио Вивальди страдал припадками удушья. Будучи подвержен тяжелой «грудной болезни», он не мог подниматься по лестницам, ходить пешком. Но огромная внутренняя энергия, воля и творческая одержимость заставляли этого тяжелобольного человека проводить работу, непосильную для большинства здоровых и крепких людей».

Еще в студенческие годы меня потрясла невероятная творческая плодовитость Вивальди. Особенно врезались в память две цифры: 465 инструментальных концертов и из них 221 для скрипки. Современники композитора уверяли, что он писал партитуру концерта быстрее, чем переписчики снимали с нее копию. А партитура трехактной оперы «Тито Манлио» была написана, согласно авторской пометке на рукописи, за пять дней. И хотя, справедливости ради, следует сказать, что в ХVIII веке такая «продуктивность» скорее была правилом, нежели исключением – достаточно вспомнить 104 симфонии великого Гайдна, – все же количество произведений Вивальди, многие из которых были и остаются по сей день шедеврами, изумляет. Добавим, что интенсивная композиторская деятельность сочеталась с гастрольными выступлениями во Франции, Нидерландах, Австрии, Богемии (Чехии), с кипучей педагогической деятельностью: Вивальди в общей сложности 37 лет проработал в одной из лучших консерваторий Италии – венецианской женской консерватории «Пиета». Концерты, которые дважды в месяц давал Вивальди с руководимым им консерваторским оркестром, собирали многочисленных слушателей со всех концов страны.

Антонио Вивальди родился в Венеции предположительно 4 марта 1678 года. Отец Антонио – Джованни Баттиста Вивальди, скрипач в капелле собора святого Марка, стал его первым учителем игры на скрипке.

В 1693 году Вивальди принял духовный сан (отсюда и прозвище «рыжий поп»), что не помешало его дальнейшему совершенствованию на музыкальном поприще. По воспоминаниям современников, в том числе Карло Гольдони, в характере «рыжего попа» было немало чисто светских черт. Известен рассказ о том, как Вивальди прервал служение мессы, чтобы записать пришедшую в голову тему фуги, за что получил суровый выговор. В результате конфликтов с клерикальными кругами композитор в 1740 году уехал в Вену, где через год скончался в бедности.

Чем же прославился сын простого скрипача? Почему его музыка оказала заметное влияние на великого Баха, переложившего для органа и клавира ряд концертов итальянского мастера? Чем объяснить огромный интерес наших современников к творчеству Вивальди, жившего более двух с половиной веков назад?

Вивальди был непрестанно ищущим художником, новатором. Именно он впервые устанавливает форму трехчастного концерта солирующего инструмента с оркестром, который существует и поныне. Именно Вивальди был основоположником программной музыки. Обладая удивительно высокоразвитым тембровым восприятием и мышлением, Вивальди обогатил музыку свежими оркестровыми красками, новыми средствами выразительности. Необычайно интересна и разнообразна ритмика произведений композитора, фактура. А мелодика Вивальди – темпераментная и яркая, живая, экспрессивная, в большинстве своем праздничная и рельефно выпуклая – обращена была к широкому слушателю, к массам.

При жизни Вивальди издал относительно небольшую часть своих произведений. После смерти композитора музыка его была надолго предана забвению. Но когда в 1926 году итальянский музыковед Альберто Джентили обнаружил множество рукописей неизвестных произведений Вивальди, наступил подлинный ренессанс его музыки.

«Огромная сила воздействия музыки Вивальди в значительной мере объясняется тем, что он был великим скрипачом, для которого поистине не существовало никаких трудностей. Создавая свои произведения, Вивальди, как и другие гениальные композиторы-исполнители, воображал себя, так тонко и точно знавшего аудиторию и тайные контакты с ней, на концертной эстраде», – пишет Доброхотов.

А чем ныне вызван столь значительный интерес к музыке Вивальди?

Усложненный жизненный ритм двадцатого столетия сказался на музыке. Многочисленные поиски в области формы и выразительных средств порой приводили к распаду традиционных форм, к отрицанию мелодики как ядра музыкального образа. Да что говорить, наверняка многие из вас, уважаемые читатели, прослушав новомодный опус додекафониста или еще какого-нибудь «иста», испытывал почти физическую потребность услышать «человеческую» музыку Моцарта или Чайковского, Шопена или Вивальди. А кто-нибудь из вас задумывался над тем, почему в век повального увлечения биг-битом так успешно конкурирует с многочисленными рок-группами оркестр Поля Мориа? Да потому, например, что через столетия при посредстве того же П. Мориа нам шлет свое живое, трепетное слово Антонио Вивальди. Не он один, правда, но главным образом все же он. Французский дирижер, композитор и аранжировщик взял на вооружение ритмику современную, а вот мелодии Мориа – красивые, романтичные, волнующие – возвращают нашу память к великим мелодистам прошлого, к которым принадлежит и Вивальди, и как бы говорят нам, что мелодия, подобно человеческой речи, должна быть членораздельной и внятной, выразительной и эмоциональной. И если ее исторгает талантливый и чуткий художник, то она способна распахнуть настежь людские сердца независимо от языковых барьеров.

...Пересказывать словами музыку – неблагодарнейшее занятие, а главное – бессмысленное! Если бы это было возможно, то в музыке отпала бы всякая необходимость. Впрочем, творение великого венецианца не нуждается в рекламе. В его сочинениях пульсирует и клокочет сама жизнь с присущими ей сложностями и противоречиями, радостями и печалями. И эта музыка волнует, пленяя сердца вечной молодостью и свежестью чувств. Поэтому-то она современна и, уверен, всегда будет любима людьми.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены