– Виктор Максимович, есть известная поговорка: «Сколько людей – столько и мнений». Наверное, точно так же можно сказать и «сколько людей – столько поступков». Я говорю о том, что в одной и той же ситуации действия людей могут быть прямо противоположными, а один и тот же жизненный факт может вызвать самые различные реакции. К примеру, в прошлом году на Калужском турбинном заводе я узнал, что один из лучших бригадиров, Виктор Чернов, перешел в отстающий цех и организовал новую комсомольско-молодежную бригаду. Отнеслись к этому по-разному: одни одобряли Чернова, вторые недоумевали, третьи подозревали какой-то подвох. Почему кто-то ищет где полегче, кто-то, наоборот, где труднее, и почему оценивают это неодинаково?
– Действительно, как уловить в многогранной, многоликой жизни причины человеческих поступков? Хотя все люди неравнозначны, но есть в их поведении общее, определяющее начало. Психологи объясняют это духовным складом личности, ее мировоззренческими позициями. Мне думается, этого объяснения недостаточно. Дело не только в мировоззрении!
Вспомним слова Спинозы: «Обдумывая человеческие поступки, я всегда начинал не с того, чтобы смеяться, скорбеть или порицать, а с того, чтобы понять». В слове «понять» – широкий смысл, так как причин поступков очень много.
Психологический механизм человеческого познания социальной жизни условно можно представить в виде блоков: первый – практическое сознание, второй – теоретическое. Что такое практическое сознание? Оно формируется как результат личных впечатлений и простейших суждений, отражая наиболее близкие потребности и интересы человека. Теоретическое сознание – сложившиеся понятия и суждения личности, достигнутые на основе оценки полученной информации.
К сожалению, занимаясь воспитанием людей, мы нередко как бы забегаем вперед, делая акцент на второй блок сознания, то есть убеждаем их делать и думать так, как нам нужно, а они в силу природных закономерностей познания делают так, как им хочется или можется. Поэтому действия Чернова, перешагнувшего осознание своих близких потребностей и интересов, некоторым людям просто непонятны. О возможности подобного восприятия в свое время Герцен писал: «Люди думают, что достаточно доказать истину, как математическую теорему, чтобы ее приняли; что достаточно самому поверить, чтобы другие поверили. Выходит совсем иное: одни говорят одно, а другие слушают их и понимают другое, оттого, что их развитие разное». Вот мы и дошли до причин неодинаковости поступков и суждений – оно в разности социальной зрелости людей, в уровнях развития их сознания.
Двадцать пятый съезд партии подчеркнул важность комплексного подхода к воспитательной работе: это ориентирует на предметное познание природы человеческой психики и тех ее механизмов, которые определяют социальное поведение. Наряду с обогащением теоретического сознания человека – дачи определенных знаний – надо учитывать его потребности и интересы, личностные возможности познания и, исходя из этого, направленно формировать его практическое сознание. В тесной взаимосвязи этих двух блоков сознания – гарантия определенности поведения людей, единства их слова и дела.
Мировоззрение – это компас для человека. Без него он беспомощен в жизни. Но подчеркнем, что мировоззрение – это система взглядов, и убеждений. Однако нам недостаточно, чтобы человек умел правильно мыслить. Очень важно, чтобы он умел мыслить сердцем. При таком умении и возможно решение на самом серьезном уровне проблемы формирования его активной жизненной позиции. Такая позиция – не только подтверждение его знаний. Это проявление органической взаимосвязи знаний и чувств, определенность поведения личности.
И прежде всего это относится к молодежи, к организации ее воспитания.
– Что значит «мыслить сердцем»?
– Иногда у нас нет времени, чтобы спокойно подумать, взвесить, как поступить в том или ином случае. Часто ситуация требует мгновенной реакции: когда восстать против нечестности, когда поддержать хорошее дело. В таких случаях надо чувствовать, что называется, «нутром», а рассудочная или оценочная позиция может оказаться плохим советчиком.
При современном огромном наплыве информации, повышении спроса на умственные усилия человека в профессиональной деятельности в большом напряжении оказывается интеллект людей и в дефиците находятся эмоции и чувства. Более того, рациональный стиль воспитания стал характерен для семейного и школьного. Неудивительно, что дети и молодые люди умеют неплохо соображать, но не всегда способны проявить чуткость по отношению к старшим, грубоваты друг с другом. Вырастая, они порой еще более усугубляют свою эмоциональную ущербность. Исследования свидетельствуют, что сегодня около 80 процентов конфликтов в трудовых коллективах происходят из-за непонимания людьми друг друга, неумения войти в положение другого, поставить себя на его место.
Наши эмоции и чувства – огромное общественное достояние. Умение вызывать в человеке высшие чувства – необходимое условие воспитательной работы. И не только положительные эмоции. Не нужно, даже вредно ограждать человека от отрицательных переживаний. Они необходимы: мозг, наша нервная система нуждаются в напряжении, тренировке, закаливании в такой же степени, как мышцы.
Жизнь нередко предлагает возможность испытать свои нравственные силы. Но иногда бывает, что из-за пассивной позиции принижается, дискредитируется даже благородное дело. На одном тракторном заводе объявили комсомольско-молодежный субботник. Фактически же вместо субботника собрали с рабочих… по три рубля. Наверное, по отчетам все это выглядело как действительно проведенный рабочий день, на самом же деле представляло извращение идеи. Как такие действия выглядели в глазах рабочих, какой воспитательный эффект произвели? Нетрудно представить... Хуже всего то, что рабочие эти деньги вносили. Поступать, как все, не значит поступать хорошо. Многое здесь зависело от личности? Очень. Найдись человек решительный, способный открыто выступить против явного обмана – и подобного могло не случиться.
– Это особенно влияет на молодежь, тем более на подростков.
– Низкая моральная сопротивляемость негативным сторонам жизни – это вовсе не свидетельство наличия каких-то дурных качеств у молодого человека. Возьмем такой период его жизни, как 14 – 18 лет. Это период бурного роста самосознания, начала активной социальной деятельности. И этому периоду присущи многие противоречивые моменты. Например, подростки пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах его достижения; их образы будущего отличаются тем, что зачастую они ориентированы на результат, а не на процесс его достижения. В этот период становления личности возможно противопоставление личных ожиданий общественному долгу. Как правило, из этого проистекает ранний скепсис, разочарование, равнодушие. Всего этого можно и нужно избежать, вовлекая ребят в активную трудовую деятельность.
Но это не должно быть «игрой в труд». Эффективное воспитание возможно только там, где школьные трудовые объединения действуют по взрослому принципу: самостоятельность, хозрасчет, рентабельность. Так это делается, например, в шестнадцатой школе Жигулевска. Здесь школьные мастерские – настоящее предприятие, выпускающее радиоаппаратуру на 200 тысяч рублей в год. Обычные школьные уроки превратились в школу труда, школу жизни.
Конечно, прежде чем требовать от личности, надо ей многое дать. Человек ведь не рождается плохим или хорошим – он таковым становится, это общеизвестная истина. Как же его следует развивать правильно, помочь выработать сопротивление негативному, верность идеалам? По Марксу, чтобы действовать с какими-либо шансами на успех, надо знать тот материал, на который собираешься воздействовать. Недостаточность этих знаний у тех, кто занимается воспитанием молодежи, и объясняет трудности, с которыми сталкиваются родители, учителя, наставники при формировании жизненной позиции у молодежи. Ясно, чтобы лучшее в человеке проявилось полнее, это лучшее надо развить. Ошибочно предполагать, что наши общественные условия сами автоматически все сделают. Порой мы к современному молодому человеку подходим статично, не видя динамичности его развития. Да и сами средства воспитания не всегда соответствуют тому человеческому материалу, на который они выходят.
Но особенно хотелось подчеркнуть тот факт, что мы консервативны по отношению к человеку: мы предъявляем ему требования, не учитывая зачастую качественные изменения, происходящие в его психологии.
– Что это за изменения и чем они вызваны?
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.