– Есть целый ряд существенных факторов.
Первый: резкое возрастание темпов научно-технического развития общества, которое обуславливает частоту психической переадаптации людей. По данным ЮНЕСКО, лет двадцать назад человек мог однажды получить специальность – и работать по ней всю жизнь. Теперь ему приходится в процессе трудовой деятельности раз пять-шесть переучиваться. Так возникает проблема быстрой накапливаемости информации и выхода ее на человека, неустойчивость его динамических и оценочных стереотипов.
Второй фактор: непрерывное уменьшение форм непосредственного общения. Мы все больше пользуемся его техническими заменителями – телевизором, телефоном, радио. В гости ходим в основном на дни рождения и праздники; почти отучились писать письма – обстоятельные и откровенные. После работы быстренько разбегаемся по домам. А ведь богатство личности – это богатство ее общественных отношений. Разобщенность людей, замкнутость в своих квартирах неизбежно сужают круг интересов, мыслей, чувств, а стало быть, затрудняют воспитание нашей активной жизненной позиции.
И третий фактор – это сокращение прямых контактов с природой, животным миром. Еще с детства мы пресекаем эмоциональные порывы ребенка: собаку нельзя; кошку нельзя; с рыбками много хлопот...
Все это не может негативно не сказаться на психологическом складе современной личности. Как мы видим, все большую нагрузку получает рациональная сфера, а в дефиците – эмоциональная. В итоге у нас много умных, начитанных людей, но не хватает чутких, лиричных, если хотите. Симбиоз этих качеств делает личность наиболее привлекательной, более способной к проявлению достойной активной жизненной позиции.
– Видимо, надо сказать и о том, что активность активности рознь...
– Конечно, если не умеешь мучиться, переживать за товарищей и дело, понимать горе других, – это уже жизненная позиция эгоиста. У буржуазного предпринимателя, кстати, весьма активная жизненная позиция, но ее направленность и характер противоположны нашей. Мы вкладываем в нее идейно-нравственный смысл – активность по достижению наших социальных идеалов.
Скажут: но ведь и у нас активность порой проявляется, допустим, только в приобретении личных вещей.
В самом таком стремлении еще нет плохого. Приобретайте вещи на здоровье, но смотрите дальше их, пусть они не будут целью, а только сопутствующим моментом. Молодежь иногда упрекают в стремлении модно одеться. Я не вижу тут повода для упрека: естественно, человек должен внешне выглядеть современно. Но у некоторых вся жизненная цель сводится к тому, чтобы любой ценой достать что-то модное из одежды. На этом и мельчает человек... Время проходит, а ему не на что оглянуться в прошлом. Если так случается – до чего же пустой и тоскливой становится его жизнь!
– Иначе говоря, справедливы утверждения некоторых людей старшего поколения о том, что нынешняя молодежь «не та» пошла по сравнению с прежней?
– Нет, я бы этого не сказал. Внутренняя ориентация молодого человека адекватна духу нашего времени, социально здорова. Это иллюстрируют, например, данные обширного исследования социолога Р. Гуровой. Было проведено обследование 15 тысяч школьников разных стран. На вопрос, что они больше всего ценят в жизни, французские школьники на первое место поставили здоровье, американские – деньги, советские – чистую совесть.
Вместе с тем надо откровенно сказать, что, хотя жить мы стали лучше, благополучнее, в чем-то это сказывается и отрицательно на формировании молодежи. Раньше таковы были условия жизни, что различные трудности, нехватки как бы сами являлись мощным воспитателем; активная жизненная позиция выражалась в преодолении их, в протесте против несправедливости. Хорошо, конечно, что мы живем в иных условиях, но для формирования личности относительный покой опасен. Личность рождается в борьбе, в столкновениях, в преодолении трудностей.
Составным элементом жизненной позиции молодого человека является «идеологический иммунитет», органическое неприятие чуждого нашим идеалам. Весь социалистический образ жизни порождает этот иммунитет – можно сказать, он впитывается с молоком матери. Однако, считая это в порядке вещей, мы упускаем из виду, что «идеологический иммунитет» нуждается в закреплении, в постоянном побуждении. Надо всячески оберегать его от развращающего воздействия.
– А если конкретно? Кто должен отвечать за несостоявшуюся личность, зря растраченное время, измельчание помыслов?
– Я убежден, что давно пора прекратить споры о том, кто больше отвечает за воспитание человека – школа, семья или общество. Семья – у истоков становления личности, а непосредственность семейных отношений дает наибольший воспитательный эффект. И кто, как не родители, больше всех заинтересованы в детях? Нравственная позиция родителей ежедневно, ежечасно проступает в конкретных поступках и суждениях – именно это воспитывает ребенка, а не «воспитательные беседы». Вот отец внушает сыну, что врать, красть нехорошо, а на другой день приносит с работы нужную в хозяйстве вещь. И сын наглядно усваивает: красть можно, нельзя попадаться...
К слову сказать, нас не может не беспокоить рост мелких хищений на предприятиях, приносящих огромный материальный и моральный ущерб. Никакими административными мерами с такими явлениями не справиться, пока в каждом трудовом коллективе не будет острой реакции на них. Ведь всегда кто-то видит, знает. Но молчит! Исследования показали, что только 15 процентов мелких хищений пресекается самими рабочими.
– Чаще всего явления, о которых вы говорите, происходят там, где люди не объединены одной целью, работают каждый сам для себя. Наверное, не случайно индивидуальная сдельщина породила такую вещь, как амбарный замок на рабочей тумбочке – символ недоверия к окружающим...
– А «замок» на душе? Это же еще хуже... Вы помните, какое значение Ленин придавал личной заинтересованности в труде. Он говорил не о той заинтересованности, когда рабочий далее своего станка, своего кармана ничего не видит. Человек должен быть лично заинтересован в общем деле – только на такой психологической основе успешно вживаются в сознание идейно-нравственные критерии отношения к труду. Опыт бригадного подряда еще раз подтверждает верность ленинских положений. У «подрядчиков» повышается социальная активность, они в большей степени чувствуют себя хозяевами, ответственными не только за свои победы и упущения, но и других работников. По своей сути бригадная форма труда дает наилучшие условия для воспитания коллективизма.
Кстати, идея работы на единый наряд родилась давно: это было в годы войны на Уралмашзаводе, когда токарь П. К. Спехов создал бригаду из своих учеников-подростков. Здесь соединялась помощь в освоении профессии, моральная и материальная поддержка молодых ребят. В этом наиболее ощутимое единство экономики и морали.
Важнейшей задачей комсомола становится его инициатива в развитии новых, прогрессивных методов организации труда, так как они способствуют формированию нового человека, появлению личностей ярких, активных.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.