После смерти Пушкина Николай I написал сестре своей Анне Павловне письмо:
«Пожалуйста, скажи Вильгельму, что я обнимаю его и на этих днях пишу ему, мне много надо сообщить ему об одном трагическом событии, которое положило конец жизни весьма известного Пушкина, поэта, но это не терпит любопытства почты».
О смерти поэта царь знал тайны, которые он не доверял почте.
Квартира Пушкина переполнилась народом, имущим к своему поэту. Высший свет был на стороне убийцы Пушкина. Он хвалил своего героя, у которого было три отечества: Франция - по рождению, Голландия - по приемному отцу, Россия - по месту службы.
Один доктор - поляк писал к себе на родину:
«Все население Петербурга, а в особенности чернь и мужичье, волнуясь, как в конвульсиях, страстно жаждет отомстить Дантесу. Никто, от мала до велика, не желал согласиться, что Дантес не был убийцей. Хотели расправиться даже с хирургами, которые лечили Пушкина, доказывая, что тут заговор и измена, что один иностранец ранил Пушкина, а другим иностранцам поручили его лечить».
Власти были взволнованы этим необычным для того времени проявлением общественного мнения.
Было объявлено, что отпевание состоится в Исаакиевском соборе, а тело ночью доставили в другую церковь.
Третьего февраля, в полночь, в церковь явился жандармский полковник. Тело было положено в ящик и поставлено на дроги.
Жена цензора Никитенко, возвращаясь из Могилева, на одной станции, неподалеку от Петербурга, увидела простую телегу, на телеге солому, под соломой гроб, обернутый рогожей. Три жандарма суетились на почтовом дворе, хлопотали о том, чтобы поскорее перепрячь курьерских лошадей и скакать дальше с гробом.
«Что это такое?» - спросила она у одного из находившихся там крестьян.
«А бог его знает, что! Вишь, какой - то Пушкин убит - его мчат на почтовых в рогоже, в соломе, прости господи, как собаку!»
Тело Пушкина было привезено на место его старой ссылки, в Михайловское, и похоронено там в ограде Святогорского монастыря.
На прошении о переиздании сочинений Пушкина жандарм Дуббельт написал: «Кому это нужно?»
Статьи о Пушкине были запрещены.
Лишь через год в «Современнике» появилась анонимная статья «Литературные утраты». В ней упоминалось о смерти Дмитриева, о давней смерти Карамзина, а в конце говорилось о человеке, который «мог бы оправдать надежды, возлагавшиеся на него страной», и сообщалось, что на кресте над могилой этого человека написано имя «Пушкин».
Великий писатель часто носит в себе противоречия своего времени. Он не только рожден эпохой, во и одновременно опережает ее, создавая предпосылки к замене старого новым.
Великий писатель прошлого очень часто бывал не признан и несчастен.
Образ непонятого пророка и непризнанного гения - обычный образ XVIII и XIX веков.
Писатель создается своим временем, но переживает его, имея в себе элементы будущего.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.