Мы - волонтеры

Владимир Журавлев| опубликовано в номере №1140, ноябрь 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

Однажды в ленинградском производственно-техническом училище № 44 при загадочных обстоятельствах пропал учащийся Олег Починцов. Его не было день, другой, третий. Несколько ребят поехали проведать своего товарища к нему домой.

- А Олега нет, он в больнице, - растерянно сказала мать Починцова.

- То есть как в больнице? Ведь он ни на что не жаловался!...

- В том-то и дело, что не жаловался. А вот последние дни принялся по врачам ходить, анализы какие-то сдавал. Я спрашиваю, что, мол, с тобой, сынок, а он улыбается: «Это секрет, мама. В испытатели поступаю».

- В испытатели? - удивленно переспросил один из ребят.

- Да, в испытатели.

- А при чем здесь больница?

- Проверяют их там, все ли годятся...

Две недели не было Олега Починцова в училище, а когда он наконец появился, о нем уже ходили легенды. Одни говорили, что Олег записался в подводники, другие, будто его берут кандидатом в пассажирский космический корабль. Каково же было общее удивление, когда Олег чистосердечно признался, что работу испытателя он уже закончил, но если еще представится возможность, с удовольствием повторит.

- Что же ты испытывал? - спросили Олега.

- Грипп, - просто сказал он.

Ему не поверили. Признаюсь, когда мне рассказали эту историю, я тоже поначалу воспринял ее как шутку. Вспомнился даже забавный эпизод школьной поры. Кто-то у входа в школу повесил плакат: «Осторожно: через рукопожатия и поцелуи передается грипп!» Помню, сколько острот было по этому поводу. Девочки нашего восьмого «Б» смущались, а некоторые озорные ребята истолковывали содержание плаката и так и сяк, сделав его мишенью всевозможных шуток, пересмешек. Конечно, никто всерьез не говорил о гриппе, говорили о другом. Вот и когда Олег Починцов рассказал своим ребятам о том, что он испытывал... грипп, это показалось всего-навсего шуткой.

- А что вы смеетесь? - обиженно усмехнулся Олег. - Я не шучу. Вот адрес, где проходят испытания: улица Попова, институт гриппа.

Узнав об адресе, который сообщил Олег, я решил побывать там. Петроградская сторона Ленинграда. Среди достопримечательностей улицы бросилась в глаза мемориальная доска на старинном двухэтажном особняке. Здесь с 1942 по 1944 год жил и работал писатель Всеволод Вишневский. Неподалеку от его дома и находится уникальный институт.

К его корпусу ведет от проходной асфальтированная тропа. Рядом развернуто большое строительство. Наверное, институт занимает несколько комнат, возможно, этаж, думалось мне. Но выяснилось, что не только самое здание, но и те корпуса, которые возводятся, - это Всесоюзный научно-исследовательский институт гриппа. Первый в мире!

- Наш институт молод, - выслушав мою просьбу познакомиться с испытаниями, сказал директор института профессор М. П. Зыков. - Наша задача - разрабатывать такие препараты и методы лечения, которые бы победили грипп. Сегодня ни одна другая болезнь не наносит столько ущерба организму людей и обществу в целом, как грипп. Для борьбы с этой инфекцией государство не жалеет средств. Нам созданы все условия. Поступает самая современная аппаратура. Строятся новые помещения. У нас имеется крупный виварий, где живут обезьяны, морские свинки, собаки, кошки, мыши. С ними работают морфологи. Они проверяют на животных безопасность новых препаратов и вакцин. Но это только часть испытаний. Грипп - болезнь человеческая. Поэтому проверить эффективность новых лекарств может только человек. У нас существует специальный центр, клиника, где новые препараты испытывают добровольцы, или, как мы их называем, волонтеры.

Перед тем как встретиться с волонтерами, я беседовал с руководителем клиники профессором Д. М. Злыдниковым. Не говорите этому человеку, что грипп - пустяк. Кто-кто, а профессор лучше всех нас с вами знает истинную цену этой болезни. Для него она враг номер один.

В книжном шкафу кабинета профессора много научной литературы. К сожалению, меньше всего о гриппе. От Гиппократа до А. П. Чехова и даже дальше ученые пытались разобраться в причинах этой болезни. Но, кроме хорошей бани с малиновым вареньем, врачи многих поколений не могли порекомендовать своим пациентам что-либо другое. Практически они были бессильны.

«Мы, столь современные теперь, будем казаться устаревшими спустя несколько столетий» - эти слова произнес французский писатель и мыслитель XVII века Жак де Лабрюйер. Современность всегда определяется не только достижениями, но и нерешенными задачами, например, возможностями медицины. С этой точки зрения современники Жака де Лабрюйера действительно кажутся нам устаревшими. В наше время благодаря достижениям медицины резко возросла продолжительность жизни человека, о многих болезнях, распространенных в ту пору, мы уже не имеем ни малейшего представления. Но вот грипп, как ни парадоксально, пока не входит в перечень побежденных недугов, более того, в век высокоскоростных самолетов, комфортабельных железнодорожных экспрессов и морских лайнеров он приобретает глобальный, межконтинентальный характер.

В прежние века эпидемия гриппа поражала деревню, в крайнем случае город. Теперь эпидемии подвержены целые страны, континенты. Чихнувший в самолете пассажир не подвержен задержке таможенными службами, вот почему инфекция гриппа, подобно невидимке, свободно пересекает моря и океаны, государственные границы. Попробуй останови такого невидимку! Вот он и разгуливает по планете, безнаказанный и неуловимый. Впрочем, к этим эпитетам следует добавить еще один, не менее характерный - «коварный». Коварство гриппа - в его переменчивости. Будучи инфекцией, грипп - заболевание вирусное. Исследуя разновидности вирусов гриппа, ученые обнаружили ряд загадочных явлений: каждый из этих вирусов не похож на другие. Всего же таких вирусов у гриппа вместе с острыми респираторными заболеваниями около 100.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены