Мы строим БАМ

Александр Кулешов| опубликовано в номере №1195, март 1977
  • В закладки
  • Вставить в блог

Советских мастеров изобразительного искусства всегда привлекали темы и события большого общенародного звучания. Героика первых пятилеток вдохновляла лучших художников тридцатых годов.

Строительство Байкало-Амурской магистрали вызвало новую волну творческого энтузиазма: словно соревнуясь друг с другом, молодые художники едут на далекую таежную стройку, стараясь уловить ее особенности, понять характер и настроение работающих там людей.

В 1974 году на БАМе побывал горьковский живописец Вячеслав Жемерикин. После возвращения из творческой командировки с БАМа он выступил на отчетной выставке – показал свои портреты, этюды и зарисовки. Не удовлетворившись минутным успехом этюдов, принялся работать над композиционными картинами. Полотна «Летучка», «Над Киренгой», «Девчата с Магистрального», «Почта пришла» принесли художнику популярность и признание: в 1976 году Жемерикин стал лауреатом премии Ленинского комсомола.

БАМ – для живописца – олицетворение готовности молодежи к трудовому подвигу, ее духовной активности и энергии. Картины Жемерикина очень правдивы: в них нет ни малейшего желания приукрасить действительность, нет ничего нарочитого, надуманного. Палатки, в которых живут бамовцы, деревянные мостки, настланные на болотистую почву, рабочая одежда – все это увидено им в подлинной жизни. Но простая достоверность не становится у него самоцелью – бытовая неустроенность строителей не заслоняет для него главного в их жизни. Жемерикин не фиксирует мелочей, он обобщает виденное и делает социальные выводы; он рассказывает не о деревянных мостках, но о том единодушии, с которым проходит на этих мостках летучка, не об отдаленности молодежи от городов (не чуя ног, бегут девчата к вертолету, привезшему почту), но о ее дружбе и духовной общности. Образами бамовцев он стремится раскрыть представления сегодняшней молодежи об истинных нравственных ценностях.

Не случайно цикл «Мы строим на БАМе» побывал на Всероссийской и на Всесоюзной выставках произведений молодых художников: чем глубже всматривается живописец в жизнь, чем важнее и современнее избранная им тема, тем больше открывается перед ним возможностей для развития и совершенствования.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены