Советских мастеров изобразительного искусства всегда привлекали темы и события большого общенародного звучания. Героика первых пятилеток вдохновляла лучших художников тридцатых годов.
Строительство Байкало-Амурской магистрали вызвало новую волну творческого энтузиазма: словно соревнуясь друг с другом, молодые художники едут на далекую таежную стройку, стараясь уловить ее особенности, понять характер и настроение работающих там людей.
В 1974 году на БАМе побывал горьковский живописец Вячеслав Жемерикин. После возвращения из творческой командировки с БАМа он выступил на отчетной выставке – показал свои портреты, этюды и зарисовки. Не удовлетворившись минутным успехом этюдов, принялся работать над композиционными картинами. Полотна «Летучка», «Над Киренгой», «Девчата с Магистрального», «Почта пришла» принесли художнику популярность и признание: в 1976 году Жемерикин стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
БАМ – для живописца – олицетворение готовности молодежи к трудовому подвигу, ее духовной активности и энергии. Картины Жемерикина очень правдивы: в них нет ни малейшего желания приукрасить действительность, нет ничего нарочитого, надуманного. Палатки, в которых живут бамовцы, деревянные мостки, настланные на болотистую почву, рабочая одежда – все это увидено им в подлинной жизни. Но простая достоверность не становится у него самоцелью – бытовая неустроенность строителей не заслоняет для него главного в их жизни. Жемерикин не фиксирует мелочей, он обобщает виденное и делает социальные выводы; он рассказывает не о деревянных мостках, но о том единодушии, с которым проходит на этих мостках летучка, не об отдаленности молодежи от городов (не чуя ног, бегут девчата к вертолету, привезшему почту), но о ее дружбе и духовной общности. Образами бамовцев он стремится раскрыть представления сегодняшней молодежи об истинных нравственных ценностях.
Не случайно цикл «Мы строим на БАМе» побывал на Всероссийской и на Всесоюзной выставках произведений молодых художников: чем глубже всматривается живописец в жизнь, чем важнее и современнее избранная им тема, тем больше открывается перед ним возможностей для развития и совершенствования.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.