Далеко от родных берегов, на необъятных просторах Северной Атлантики, ведут промысел сельди моряки Мурманской, Калининградской, Клайпедской и других флотилий. Лов идет круглый год - зимой и летом, в штиль и в бурю. Сотни тысяч центнеров атлантической сельди получает ежегодно страна от рыбаков Севера.
Вместе с другими советскими судами бороздит воды Северной Атлантики и наш небольшой корабль - средний рыболовецкий траулер № 189 «Орочен».
... Бывают дни, когда океан словно замирает, лаже малейший порыв ветерка не потревожит его поверхность. В такие редкие для Атлантики дни хорошо работать рыбакам. Сеть, полная живого груза, синеет в глубине, и, когда ее поднимают наверх, она искрится на солнце. Трепещущая сельдь серебристым потоком разливается по палубе. Весь экипаж траулера дружно выходит на обработку улова.
Сельдь быстро сортируют, укладывают в бочки. В погожее время за сутки обрабатывается до трехсот центнеров рыбы.
Но хорошими днями океан балует редко. Чаще всего штормовой ветер свистит в снастях, вырывает из рук сети; волна, ударяясь о борт, брызгами летит через надстройки; палуба траулера ходит ходуном. И в таких условиях наш экипаж не прекращает работу.
В прошлом году мы выловили 10 тысяч центнеров сельди. За выдающиеся трудовые заслуги одиннадцать человек из нашего экипажа награждены орденами и медалями Советского Союза.
Многое нужно предусмотреть, чтобы добиться богатого улова. Больше рыбы выловит тот экипаж, который хорошо разобрался в промысловой обстановке: знает, какой температуры воды держится сельдь, на какой глубине и куда она движется. Это дает возможность правильно выйти к косякам. Но узнать обстановку - только часть дела. Надо умело использовать промысловое снаряжение. Команда должна содержать его в полной готовности, правильно и быстро ставить, или, как говорят рыбаки, «выметать» сет», чтобы они не имели ни вывертов, ни перекосов.
Хорошо справляется со своей работой экипаж «Орочена», хотя и состоит весь из молодежи комсомольского возраста.
Молод и наш капитан Анатолий Иванович Семенов. Ему двадцать пять лет, но он уже четвертый год плавает капитаном промыслового судна.
Длительное пребывание в море - мы покидаем порт на несколько месяцев - требует от всего экипажа крепкой дружбы и сплоченности. Именно такой дружбой спаян наш коллектив, душой которого являются комсомольцы. Уже стало традицией, что комсомольцы судна во всем впереди. Пять комсомольцев траулера за хорошую работу награждены почетными грамотами Мурманского обкома ВЛКСМ. Многие комсомольцы пришли на наше судно, не имея промыслового опыта. Таким был, например, матрос Иван Елескин. Он попал на траулер, когда ему было семнадцать лет. Елескина, как и многих его сверстников, привело на корабль увлечение морской романтикой. Впервые попав на судна, он от всего приходил в восторг: от компасов, от штурвального колеса и даже от спасательного пояса. Но суровые будни промысла вначале разочаровали паренька. Он видел однообразные тяжелые волны, лишенное красок свинцово-серое небо. От качки нестерпимо болела голова. На еду не хотелось смотреть. И только поддержка товарищей помогла Елескину преодолеть первые трудности, почувствовать настоящую романтику нашего труда. Он стал хорошим матросом. Во время плавания его приняли в комсомол. Сейчас Иван Елескин учится на курсах штурманов «Главмуррыбпрома», и мы думаем, что со временем из него выйдет неплохой капитан.
Находясь длительное время в море, команда не чувствует себя оторванной от Большой земли. Мы слушаем радиопередачи Москвы, регулярно получаем газеты, журналы и письма.
У нас есть своя узкопленочная киноустановка, и мы часто смотрим фильмы. Но большинство свободных минут отдается книге - она самый верный и незаменимый друг.
Любят моряки хорошую песню. Поют с душой, в три - четыре голоса, поют о морской жизни, о дружбе и верности, о труде.
Сейчас мы снова вышли в море, промышляем сельдь. За два месяца промысла наш траулер выполнил полугодовой план.
... Вечер. Океан спокоен. Легкие сумерки спустились над водой.
На судне тишина. Все, кроме вахтенных, отдыхают. Завтра снова трудовой день, день новых производственных побед.
Северная Атлантика, борт СРТ № 189 «Орочен».
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.