Музеи под открытым небом

Валерий Гуринович| опубликовано в номере №1283, ноябрь 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

Проще говоря, если мы с вами приходим в село среднего Приднепровья (Центральная Украина), то здесь все – и география, и этнография, и зодчество – соответствует этому району. Вплоть до мельчайших деталей жизни и быта именно этого села.

Музеи под открытым небом – дело в общем-то новое. Здесь есть где приложить фантазию, молодую энергию, творческую инициативу. Не случайно занимается этим делом молодые градостроители, художники, ученые. И конечно же, уж совсем не случайно одним из шефов Киевского музея стала областная комсомольская организация.

Музей работает уже четыре года. И продолжает строиться. Проект создан архитекторами КиевНИИПа градостроительства. И тут надобно отметить, что подобный музей проектировался впервые, поэтому перед украинскими градостроителями стояли совершенно неожиданные, порой исключающие друг друга задачи. И основная из них – как добиться гармоничного сочетания разностилевых архитектур, учитывая при этом массу временных, этнических, социальных нюансов. Необходимо было создать единый ансамбль, который бы в то же время распадался на самостоятельные зоны.

Нынче более двухсот исторических памятников народного зодчества и искусства представлены в этом музее. А планируется около пятисот. Село Пирогово, что рядом с музеем, стало как бы частью общего ансамбля: глядите, любуйтесь, как живет сегодняшнее украинское крестьянство.

Прошлое, настоящее, будущее видятся здесь образно, диалектически.

– Мы собрали в музее более тридцати тысяч этнографических экспонатов. Большинство из них реконструировали, реставрировали сами, – рассказывает научный секретарь музея Михаил Петрович Дешко. – Ткани, одежда, предметы быта, музыкальные народные инструменты – а их у нас около восьмисот, – все воссоздавалось с максимальным приближением к оригиналам.

Здесь постоянно работает большая группа ученых. Именно фундаментальные научные исследования, на основе которых и строится работа, отличают этот музей от многих ему подобных.

– Ну, и не забывайте, что наш музей – прекрасное место отдыха, – говорит мне Михаил Петрович. – Особенно летом.

Ярмарка! Пожалуй, только на Украине она такая яркая, солнечная, звонкоголосая. Тут найдете вы и знаменитые Сорочинцы, где прямо с возов идет веселый торг «дюже гарным товаром». Здесь и гончары скрутят вам в момент звонкую кринку, и кузнец на добрую память счастливую подкову откует, и ловкий умелец сопелку вырежет и

поднесет с поклоном. В трактире отведаете знатных галушек со сметаной (тех, что сами в рот прыгают), в шкальне шипучим забористым квасом попотчуют.

А на «Певчем поле» к вечеру вы закружитесь в пестром хороводе. Лихой гопак сменяется задиристой кадрилью «девятка», житомирская «скакуха» – «лином», что танцуют на Подоле.

Десятки народных самодеятельных ансамблей и фольклорных групп со всех концов республики съезжаются сюда на ярмарку, на праздник национальных обрядов. И музей становится огромной сценой, где все – участники этого необычного концерта.

Найдутся тут и тихие заповедные уголки, где можно среди шелеста березовой рощи, на берегу пруда остаться наедине с собой. Или, углубившись в сосновый бор, наполнить лукошко спелой ягодой.

Необыкновенный музей! Научный этноцентр, парк, база отдыха... А все для одного – пусть пришедшие1 сюда ощутят живое дыхание прошедших времен, заглянут в день завтрашний, чтобы лучше, целостнее осознать настоящее.

В кузнице людно. Тощий белобрысый паренек раздувает мехи. С непривычки работа эта тяжела ему – тыльной стороной ладони смахивает со лба пот. Другой, поплотнее, в засаленном берете, крепко держит в клещах кусок раскаленного металла. Третий орудует молотом, на каждом ударе делая резкий выдох: «И-и-ых-х!» Поодаль стоят еще несколько ребят.

Кузнец Николай Станиславович Вавреневич колдует у горна, раскаляя «до кондиции» заготовку.

– Я в кузне с малолетства, – говорил он, когда вышли мы на солнышко перекурить. – У нас, в Новоукраинке, все Вавреневичи были кузнецами первой руки. Теперь-то, конечно, такую кузню на селе редко встретишь. А вот все ж пригодилось мое ремесло. И не уйдет оно со мною вместе – видишь, хлопцев обучаю. Им это в новинку, в охотку. Что ж, пусть дедовское дело продолжают.

Не остынет горно в старой кузнице. Куется подкова счастья.

Наше прошлое всегда с нами...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены