Оригинальность конструкции, новизну и разнообразие деталей (некоторым из них еще и названия-то не придуманы) высоко оценило бы и самое строгое жюри. И хотя образцы одежды были выполнены из темной макетной ткани, это нисколько не мешало воспринимать их как нечто неординарное, высокохудожественное.
— Это пока черновые заготовки, — пояснила Елена Александровна Рыбкина, доцент кафедры моделирования костюма Московского текстильного института имени Косыгина. в одной из швейных мастерских которого мы находились. — В цвете, с отделками они станут значительно изящнее.
Я никогда бы не поверил в то, что подобные модели способны создавать студенты, если бы не убедился в этом сам, побывав на факультете прикладного искусства. Разработаны костюмы в СИМе — студенческом институте моды, созданном по инициативе самих ребят. За несколько лет своего существования СИМ превратился в настоящую творческую лабораторию, в которой будущие художники-модельеры, орнамента листы, специалисты по набивным тканям на деле применяют знания, получаемые в аудитории. В СИМе есть инициативная группа, генераторы идей, есть и группа исполнителей. Как и своя администрация — директор, главный художник, главный конструктор. Вместе они выбирают тему будущей коллекции, вместе рисуют эскизы, отбирают из них лучшие.
В год СИМ выдает по одной коллекции. Темой для первой послужила «Мистерия-Буфф Маяковского. Решали ее в раскованной черно-бело-красной графике. В следующей коллекции были представлены образцы молодежной одежды завтрашнего дня. Но наиболее кропотливой работы потребовала от ребят их последняя идея — коллекция под девизом «Вокруг света». Таких моделей пока не могут предложить нашему потребителю ни промышленность, ни кооператоры, ни организации, поставляющие импорт.
Уникальность этих да и многих других образцов одежды, разработанных и «отшитых», как выражаются текстильщики, в СИМе. бесспорна. Работают ребята в основном с бязью, макетным полотном. Расписывают его сами. Затем, не стесняемые какими-либо запретами, ограничениями, моделируют, конструируют, шьют. Результаты, как правило. высокие. Студенческие модели постоянно представлены на выставках научно-технического творчества молодежи, экспонируемых на ВДНХ СССР. Только осенью минувшего года студентам-текстильщикам было вручено семь медалей главной выставки страны. В 86 — 87-м годах изделия СИМа вместе с продукцией других вузов страны побывали на международных ярмарках в Пловдиве и Брно.
Все более активный интерес проявляют к СИМу и столичные предприятия. Объединение «Красный текстильщик» предоставило ребятам свои ткани для изготовления рекламных моделей на оптовую ярмарку. «Рострикотажпром» попросил разработать комплекты из своего полотна. Спорткомитет СССР заказал форму для членов сборной страны — участников предстоящей Универсиады.
Видимо, таких заказов станет больше, когда в текстильном будет организован экспериментально-дизайнерский институт проектирования моды, куда вольется и СИМ. В состав нового, более крупного объединения войдут самые различные подразделения — цехи манекенщиков, технологический, научный, изготовления обуви, трикотажных изделий, отделы прогнозирования, изучения конъюнктуры и спроса, связи с промышленными предприятиями. Последний как раз и будет обеспечивать студентов текстильного серьезными заказами. Сталкиваясь с проблемными заданиями, которые надо выполнить в жесткие сроки, ребята уже сегодня учатся работать в производственном ритме, ведь многие свою будущую работу представляют смутно. Но кое-кто о ней уже имеет понятие. Например. Юлия Далакян. Александра Шлеева. Без иллюзий смотрит на положение дел в промышленности Юрий Мингалев:
— Я занимаюсь разработкой стилистических особенностей мужской одежды. В нашей стране ей внимания почти не уделяется. А ведь моделировать такую одежду сложно: она должна быть и истинно мужественной, и красивой. Как добиться этого сочетания? Если иметь в виду условия, предоставляемые художнику промышленностью, то у меня ответа нет. На предприятии художник попадает в полнейшую зависимость от администрации. Через год-другой творческие порывы его не простираются дальше желания обеспечить свою семью...
Своими первыми безрадостными впечатлениями от знакомства с промышленным предприятием поделилась и Юля Далакян:
— На одной из производственных практик я предложила модель, увидев эскиз которой главный художник сказал, что выпускай они такую продукцию, о них знали бы и за рубежом. Но главбух заявил, что такую дорогую одежду у них никто не купит, и модель «завернули». Существующая система расценок не позволяет художнику предлагать по-настоящему красивые вещи.
Может быть, ребята сгущают краски? Но мнение Марины Харман, недавней выпускницы текстильного, ныне художника-модельера МПШО «Чайка», также не отличается особым оптимизмом:
— Молодой художник, попадая в условия производства, имеет довольно приблизительное представление о сути промышленного моделирования. Он редко может соотнести свои творческие способности с потребностями среднего покупателя (последние значительно ниже). Тут важно найти верный путь, на котором можно сохранить свое художественное «я», не входя в противоречие с запросами промышленного моделирования. Производство для художника — самый трудный и неблагодарный участок работы. Основные сложности, с которыми здесь приходится сталкиваться, — это ориентация на так называемый массовый спрос и технологические, а также экономические ограничения, которые порой заставляют изменять модель до неузнаваемости, а то и вовсе от нее отказываться. Винить предприятия в этом нельзя. Они поставлены в такие условия, когда затратить на производство надо как можно меньше, а прибыль получить максимальную. К тому же их душат различные ГОСТы и ОСТы. И начинать перемены, которых мы все заждались, надо с отмены многих из них.
Отступать перед трудностями Марина не собирается. У нее много свежих идей, планов. С надеждой смотрят в завтрашний день и нынешний главный конструктор СИМа Лариса Зайцева. Юрий Мингалев и другие студенты-текстильщики. Оправдан ли их оптимизм, покажет ближайшее будущее. Ведь то, какой быть нашей одежде завтра, во многом зависит и от них.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.