Мост

Петр Скобелкин| опубликовано в номере №1134, август 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

- Многовато. Отбери, которые помоложе и понадежнее. Да, обязательно предупреди каждого водителя и проверь лично: двери кабины открыты, ехать только на подножке. При малейшей опасности прыгать на лед, бросать машину.

- А сейчас главное, - обратился Валентин Федорович к парторгу, - кого пошлем в заграждение? Нужны сильные и смелые ребята.

- Я уже говорил с Володей Прибыловцем, он нашел двух комсомольцев, двух приятелей - Толю Иванова и Алексея Ужву...

- Постой, постой... Анатолий же у нас к свадьбе, я слышал, готовится. Может, заменим?

- Уже говорили ему - ни в какую.

В 5 часов вечера Анатолий Иванов в водолазном костюме, но без скафандра и Алексей Ужва в болотных резиновых сапогах спустились в заграждение. Вода внутри заграждения поднялась, доставала до пояса и продолжала хлестать через проем, и никакие сапоги и водолазные костюмы (струя обливала сверху) помочь не могли.

Но сверху уже подавали мешки с цементом. Их грузили с машин в ковш крана, тот опускал в колодец, а ребята взваливали их на спины и подтаскивали к пробою - строили стену. 10 тонн перетаскали на своих плечах в ледяной апрельской воде за два часа, пока не прекратилась течь. И когда их, мокрых с головы до ног, поднимали из колодца в новое крана, из крана струйками сбегала вода. А с берега им махали и кричали. И счастливо улыбалась штукатур-маляр Люба Калугина, невеста Анатолия.

16 АПРЕЛЯ. Приступили к заливке фундамента. Бригада Валерия Дьяченко доложила: вся 1 000 тонн бетона уложена в основание опоры № 6. Это был еще один рекорд на строительстве моста через Юганскую Обь.

Солохин понимал, что люди устали, устали и от напряженнейшей работы и от нервного напряжения, но он знал и другое: если до мая опоры не вывести выше отметки воды, работать на них будет возможно только в октябре, - компрессор в воду не сунешь. Такое уж сибирское лето: раньше августа вода не спадет, значит, полгода потеряно.

Посоветовались с мостовиками. Говорят: «Какой разговор, что мы первый мост в Сибири строим?!»

28 АПРЕЛЯ. Лед уже подозрительно потрескивает, и пусть потрескивает - все три опоры доведены до нужной отметки. Солохин скомандовал отбой.

В. ФАДЕЕВ. Ну, и конечно, наша стройна комсомольская. Это точно: больше 50 процентов трассовиков - молодежь. На трассе работает самый большой в стране студенческий строительный отряд. Стройка стала судьбой многих наших ребят. Ведь все они начинали почти с нуля. Они поднимают дорогу, а дорога поднимает их. Николай Даровских стал начальником самого молодежного в стране «СМП-522» (средний возраст строителей - 23 года), Михаила Бороданова назначили начальником «ГОРЕМа-38», Валентин Солохин командует одним из крупнейших мостоотрядов, на Юганской Оби, Олег Шапошник возглавляет «СМП-330»...

Ехали мы с Усть-Юганска на дрезине по новой железной дороге. Парень все выглядывал из окошка, все высматривал что-то и радостно удивлялся: «Надо же - завтракал сегодня в Киеве, а ужинать буду дома, в отряде! Надо же!...» Вася Косой возвращался из отпуска. «Дома хорошо - тепло, вишня уродилась, комаров нема и зелено все кругом... Месяц наслаждался. А потом затосковал - вот хочу сюда, обратно. Отпуск два месяца, а как долго он тянулся!... Так бы и сбежал, да родителей обижать жалко...»

А вот другой «чудак», Владимир Маргиев. Когда он уходил со стройки в армию, то свою трудовую книжку оставил в отделе кадров: «Сюда же вернусь», - а до этого все свои подъемные передал на строительство детского сада. Вот его письмо из армии:

«Ребята, здравствуйте! Как поживаете? Как там старички: Миша Пукиш, Коля Беликов, Алла Кузьмина, Рая Молозина. Сколько, черти, километров накрутили? Что построили нового в поселке? Какая нынче весна в тайге? Пили березовый сок? О моей доле не забудьте: оставьте...»

А вот другое письмо. Это от девушки по имени Валя своей маме.

«Здравствуй, мамочка! Пишу последнее письмо, сегодня вечером выезжаю домой. Не в отпуск, а навсегда - в наш милый домни у Днепра. Я рада. Быть рядом с тобой, вдалеке от морозов, пурги, комарья - разве это не счастье? Я стосковалась по щедрому украинскому солнцу, по черешне и душистым яблокам в осеннем саду... И все-таки мне грустно... Так не хочется расставаться с моим неуютным поселком, с девчатами и парнями из нашей бригады! А больше всего - с дорогой. Особенно с тем двадцатикилометровым отрезком, который строила собственными руками. Сейчас он, как магнит, притягивает, не отпускает. Хочется плакать, как в детстве.

Ты понимаешь меня, мама. Прости минутную слабость. Сейчас я снова буду сильная. Осталось только сложить чемоданы, прийти на станцию и сесть в поезд... Встречай меня в среду...»

Провожать Валю на вокзал пришла ее подруга Нина Боченка. Обратно Нина возвращалась в поселок с Валей. Ну, разве можно уехать от себя даже к маме?..

В. ФАДЕЕВ. Наша стройна ведется в совершенно неожиданных сложных условиях. Сейчас уже половина трассы пройдена. А как мы начинали?.. Для стройки необходима техника. Как ее поставить? Только по зимнику или по воде. Людей - по воде и на вертолете. Но скоропортящиеся продукты водой, например, не рискнешь отправить. Единственный выход - вертолет. А за вертолет надо платить Аэрофлоту. За один час работы «МИ-4» - 600 рублей, «МИ-6» - 1 200. Вот и получалось, что первые недели мы снабжали строителей золотыми яичками. Продавали их, разумеется, по государственной цене.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Шаг в будущее

Документы и воспоминания