Москва встречает праздник

В А Анисимов| опубликовано в номере №1276, июль 1980
  • В закладки
  • Вставить в блог

и машины аварийных служб, и дипломатический транспорт, и автомобили с ручным управлением, принадлежащие инвалидам войны и труда. Предусмотрены объездные маршруты мимо олимпийских трасс для тех, чьи поездки по городу связаны с экстренной необходимостью. И еще одна важная деталь: внутригородские ограничения движения транспорта будут действовать лишь в период с 8 до 21 часа.

Ко многому обязывает москвичей высокий долг хозяев Олимпийских игр. И прежде всего, как мы понимаем это, к гостеприимству, к проявлению лучших качеств советского человека, таких, как высокая моральная ответственность, доброжелательность, вежливость и дисциплинированность. Нет сомнений, что именно эти качества определят в дни Олимпиады климат взаимоотношений хозяев и гостей Игр – водителей, пассажиров и пешеходов.

В. И. Митрошин, начальник управления транспорта Оргкомитета «Олимпиада-80»

Олимпиада на колесах

Олимпийский автотранспортный парк – это большое хозяйство. 1500 новеньких «Волг» доставили в Москву для обслуживания Игр прямо с конвейера Горьковского автозавода, 550 автобусов выпустил Львовский автобусный завод, да еще сотни юрких «рафиков» прибыли из Риги. Впрочем, ничем особенным, кроме олимпийской символики на бортах и некоторых деталей кузова, эти машины не отличаются.

Гораздо интереснее автомобили спортивно-технологические, хоть их и будет использовано гораздо меньше. Прежде всего о моделях, созданных официальным поставщиком микроавтобусов Олимпиады-80 – рижским заводом РАФ. Некоторые из автомобилей с этой маркой впервые разработаны в нашей стране и по своим техническим характеристикам не имеют аналогов за рубежом.

Самая торжественная миссия выпала на долю машины «РАФ-2907», предназначенной для перевозки Олимпийского огня. Хотя конструкция олимпийского факела и признана чрезвычайно надежной, все же понадобились и эти автомобили – с тем чтобы напрочь исключить любую случайность, скажем, ураганный порыв ветра, который может погасить огонь. Для этого в машине предусмотрен специальный отсек, где будут постоянно храниться четыре лампы с запасным Олимпийским огнем. В салоне созданы условия для нормальной работы специалистов, сопровождающих эстафету длиною в 5 тысяч километров, и место для сменного водителя. Конструкторы учли и то обстоятельство, что машина будет двигаться со скоростью бегуна-факелоносца – 12 – 15 километров в час, возможно, в жару, на отдельных участках – по горам. Внесены изменения в систему охлаждения двигателя, чтобы избежать его перегрева. Ну и, разумеется, «огненный» «РАФ» празднично оформлен.

Другой представитель этого автосемейства предназначен для оперативного руководства состязаниями – здесь в салоне установлены цветной телевизор, пишущая машинка, радиоприемник и радиотелефон, что обеспечит надежную связь, штабную работу на полном ходу, возможность в пути следить за соревнованиями. В микроавтобусе для спортивных судей предусмотрены магнитофон и секундомеры, пульт управления специальным табло, установленным на крыше, благодаря чему можно будет сообщать зрителям и спортсменам время старта, результат лидера и точное время суток. Другой вариант судейского «рафика» – впервые созданный в Советском Союзе электробус «РАФ-2911», который станут использовать на дистанциях марафонского бега и спортивной ходьбы. Замысел ясен и благороден – не отравлять легкие спортсменов и вместе с тем находиться максимально близко к ним.

Также впервые в СССР создана машина для технической помощи велосипедистам, которая позволяет ремонтировать велосипеды во время движения автомобиля, и специальный автопоезд, который уже сейчас бегает по улицам Олимпийской деревни. Конструкторы позаботились не только о том, чтобы автопоезд имел улучшенную амортизацию и сверхнадежные тормоза, но даже о том, чтобы при желании в вагончике можно было стоять в полный рост. А есть еще микроавтобусы для буксирования прицепов с катамаранами, яхтами и гребными судами. Словом, рижские автомобилестроители с честью оправдали высокую репутацию своего предприятия.

Необычный автомобиль изготовили на Курганском автобусном заводе, использовав шасси серийной машины «ЗИЛ-133г1». Это длинный фургон, в котором размещаются шесть спортивных лошадей. Кузов разделен на три отсека. В передний и задний отсеки лошадей заводят по специальным трапам, выдвигающимся из-под пола. Во время движения машины лошади отделены друг от друга перегородками с мягкими накладками. А в среднем отсеке устроены спальные места и откидные столики для конюха, тренера и ветеринарного врача. Сопровождающие могут в любой момент подойти к лошадям, чтобы успокоить или накормить их. Над крышей кабины водителя предусмотрен отсек, куда помещается до 300 килограммов сена. Короче говоря, лошади будут путешествовать с таким комфортом, который позволяет задуматься о благодарности человечества к этому безотказному и многие века незаменимому транспортному средству...

Все специальные автомобили, созданные для Игр ХХП Олимпиады, успешно прошли ходовые и иные испытания, а многие уже заслужили высокую оценку не только специалистов, но спортсменов-олимпийцев.

А. А. Вдовин, главный конструктор АСУ «Олимпиада», директор Московского научно-исследовательского и проектного института систем сетевого планирования и управления промышленностью Минприбора СССР, кандидат технических наук

50 секунд на размышление

Автоматизированная система управления, названная словом «Олимпиада» и работающая на московские летние Игры, значительно превосходит свою монреальскую предшественницу. На Играх XXI Олимпиады использовалось около 100 терминалов (устройств для ввода информации в вычислительную систему и вывода ее по запросам потребителя), а наша АСУ включает в себя 202 терминала. Это значит, что будет вдвое больше пунктов, где журналисты, тренеры. представители олимпийских комитетов и другие лица, заинтересованные в каких бы то ни было сведениях, смогут получить ответы на свои вопросы.

Но самое существенное отличие АСУ «Олимпиада» состоит в следующем. Оставаясь системой для информационного сервиса, она теперь взялась непосредственно за организацию и проведение соревнований. Приведу пример. На состязаниях по фехтованию большое значение имеют жеребьевки.

Они требуют порою довольно много времени, и прежде соревнования длились иногда непомерно долго из-за того, что судьи, «дедовским методом» бросая жребий, затягивали распределение спортсменов по парам. АСУ же способна проделать эту работу быстрее.

АСУ «Олимпиада» приняла на себя обязанности формировать стартовые протоколы результатов соревнований по 203 дисциплинам 21 вида спорта Московских Игр, запоминать, систематизировать и корректировать сведения обо всех участниках, судьях и официальных лицах, переводить на английский и французский языки, размножать и в течение 15 минут с момента события доставлять (с помощью курьеров) в отпечатанном виде на специальном бланке всем заинтересованным лицам.

Можно было бы попытаться удивить читателя сообщениями о том, что в систему входит 12 компьютеров, установленных в четырех вычислительных центрах (три в Москве и один в Таллине), что АСУ предназначена для выпуска примерно 12 тысяч документов тиражом в 28 миллионов экземпляров, что она выполняет 3,5 миллиона коротких операций в секунду, а память ее хранит на весьма незначительной площади «библиотеку» в 10 тысяч томов, но полагаю, что в наши дни это уже не особенно удивительно.

Мне кажется, что скорее люди станут поражаться другому: как это Игры могли раньше проводиться без помощи такой системы? Как это тренеры оценивали выступления спортсменов без данных, полученных от АСУ? И как это журналисты могли писать свои отчеты и комментарии, не пользуясь гигантским «электронным справочником»?..

А настанет время, когда АСУ будет определять, например, оптимальные составы сборных команд, и думаю, что у нее получится ничуть не хуже, нежели у тех, кто занят этим сейчас. И близок уже момент, когда судьи забудут о том, что часами писали от руки длиннейшие протоколы, рискуя механически ошибиться и что-нибудь напутать. Ведь есть система, которая выдает такие тексты много быстрее и притом совершенно без ошибок. К слову сказать, судьи по баскетболу оказались восприимчивее иных своих коллег и, не дожидаясь особых приглашений, сами сели за пульт оператора АСУ. Можно не сомневаться, что Игры ХХII Олимпиады привьют арбитрам вкус к услугам электроники.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены