Этот дворец стал крупнейшим в Европе закрытым стадионом, что таит в себе и понятное преимущество и потенциальные трудности. Когда Игры уйдут в прошлое, эффективно использовать такое пространство будет нелегко, а если поделить его пополам, то применение зала станет гораздо универсальнее. Вот почему авторской группе, которой мне довелось руководить, пришлось разработать систему, позволяющую очень быстро поставить или убрать перегородку, которая делает и невидимым и неслышным происходящее в разных половинах дворца. Трансформацию зала выполняют мощные механизмы, они без особого труда достают из специальных сейфов большие металлические секции и соединяют их между собою. Нечто подобное предусмотрено и в универсальном спортивном зале «Дружба» в Лужниках – там фойе и гардеробы второго этажа превращаются при необходимости в четыре тренировочные площадки.
Хотя читателям уже хорошо известны наиболее значительные олимпийские сооружения, я хотел бы кратко охарактеризовать основные спортивные зоны, сложившиеся в Москве в ходе подготовки к Играм ХХП Олимпиады. Но прежде две цифры: 76 олимпийских объектов возведено за минувшее пятилетие в Москве, в результате болельщиков Олимпиады-80 ожидает около 350 тысяч посадочных мест.
Центральная зона – комплекс стадиона имени В. И. Ленина. Здесь на Большой спортивной арене были заменены конструкции трибун и сиденья, реконструированы подтрибунные помещения, заменено тартановое покрытие поля, установлены осветительные мачты для более мощных, чем прежде, прожекторных батарей. Малая спортивная арена превращена в крытый зал. Пережил вторую молодость плавательный бассейн. И, наконец, поблизости вырос необычной формы зал «Дружба», напоминающий благодаря своей конструкции морскую звезду.
Северная зона – связанные в единый комплекс крытый стадион «Олимпийский» и бассейн для соревнований по плаванию и прыжкам в воду. Этот совершенно новый спортивный центр, возникший между проспектом Мира и площадью Коммуны, легко доступен большинству москвичей благодаря тому, что расположен практически в центре города и вблизи от нескольких станций метро.
Северо-западная зона – реконструированные комплекс ЦСКА, стадионы «Динамо» и «Юных пионеров» и вновь построенные спортивный зал «Динамо» и большой футбольно-легкоатлетический манеж ЦСКА. Восточная зона – присоединившийся к ансамблю Государственного института физкультуры новый универсальный спортивный зал. Юго-западная зона – выросшая в Битцевском лесопарке уникальная конноспортивная база, включающая в себя открытый стадион для конных состязаний, крытый манеж, конюшни, маленькую гостиницу.
Спортивная зона в Крылатском – к гребному каналу, пережившему реконструкцию, здесь прибавились оригинальной архитектуры крытый велотрек, ездовое полотно которого длиною в 333,3 метра покрыто знаменитой сибирской лиственницей, новая кольцевая велотрасса, поля для стрельбы из лука. И все это весьма удачно вписалось в Татаровскую пойму Москвы-реки.
Особое место в ряду олимпийских строек столицы занимает Олимпийская деревня, которая сейчас уже заселяется спортсменами. Это чрезвычайно интересный, глубоко продуманный комплекс, своего рода современный городок в миниатюре площадью 100 гектаров, выросший в одном из красивейших районов Москвы. Можно понять радость тех 14 с половиной тысяч москвичей, которые получат здесь квартиры после завершения Игр. Стоит отметить интересный проект благоустройства этого района, по которому здесь сооружен каскад искусственных водоемов, наполненных водами двух маленьких здешних речушек, разнообразные цветники, фонтаны, террасы площадей, пляжи. Вполне уместной здесь стала «архитектура малых форм», пространство украшают и произведения скульптуры.
Москва в дни Олимпиады-80 станет еще наряднее, чем всегда, для чего проведены большие работы по озеленению и праздничному оформлению столицы (последнее будет к тому же служить красноречивой и броской информацией о нашем городе, доступной иностранцам не меньше, чем москвичам).
Можно было бы еще долго рассказывать о зданиях, возведенных по олимпийской программе, стоит хотя бы упомянуть Главный пресс-центр, весьма тактично включенный в заповедный архитектурный ансамбль и расположенный рядом с ценным памятником архитектуры, так называемыми Интендантскими складами, но важнее все-таки сказать о другом.
Олимпийское строительство при всей его объемности и сложности наглядно продемонстрировало не только высокий профессионализм строителей и одаренность архитекторов, но и очевидные преимущества социалистического строя, который благодаря своей целеустремленной плановой основе способен успешно решать проблемы практически любого масштаба. Советские люди не пожалели сил и стараний для выполнения обязательств своей столицы перед международным олимпийским движением – в этом теперь уже не может быть сомнений. Но еще большего эффекта, несомненно, достигнет олимпийское строительство в деле приобщения молодых поколений страны к спорту и физической культуре. Мы строили на совесть, а значит, не только для сегодняшних участников Олимпийских игр, но и для олимпийцев будущего. И, разумеется, для всех москвичей...
Спортсмены, журналисты, спортивные специалисты, побывавшие на зимней Олимпиаде в Лейк-Плэсиде, отмечают чрезвычайно слабую организацию работы транспорта на этих состязаниях. В олимпийской Москве, можно это утверждать с уверенностью, будут приложены все возможные усилия, чтобы избежать автомобильных «пробок», срывов графика движения общественного транспорта, других подобных неприятностей.
На первый взгляд у скептиков есть основание сомневаться в безукоризненной работе транспорта в условиях большого города, куда внезапно хлынет миллионная волна туристов, в том числе и на автомобилях. К тому же олимпийские объекты строились в Москве с некоторым удалением друг от друга, подчиняясь Генеральному плану строительства и реконструк-
ции столицы, заглядывающему а XXI век. На пути от одного спортивного комплекса к другому – оживленные магистрали, где в часы «пик» интенсивность транспортных потоков нередко превышает 10 тысяч автомашин в час. Город не может включить «красный светофор» перед целым отрядом грузовых и легковых машин, удовлетворяющих его жизненные потребности...
Но если так, что же дает основания утверждать, что Игры в Москве станут образцом транспортного комфорта?
Немного о московской уличной «географии». Олимпийские трассы, то есть те, магистрали и улицы, которые соединят места спортивных соревнований, проживания и отдыха «олимпийской семьи» и туристов, протянулись примерно на 400 километров. За последнее время проделана большая работа по реконструкции и совершенствованию организации движения на этих улицах. Расширились такие знаменитые магистрали, как Садовое кольцо, Ленинградский проспект. От Олимпийской деревни, выстроенной на бывшей окраине города, беспрепятственно и быстро можно проехать в центр по просторным Мичуринскому, Университетскому, Ленинскому и Комсомольскому проспектам. Целые кварталы деревянных домов и кривых улочек уступили место спортивным сооружениям и прямому, как стрела, Олимпийскому проспекту – магистрали, ведущей от Садового кольца к гостиничным комплексам ВДНХ СССР, телерадиоцентру в Останкине. На олимпийских трассах – около 400 перекрестков, регулируемых светофорами, по принципу «зеленой волны», задается безопасная равномерная скорость, а частично движением здесь управляют электроника и счетно-решающие устройства. На пути олимпийских автомашин – 60 транспортных развязок, мостов и путепроводов, исключающих пересечение транспортных потоков. Разминуться водителям и пешеходам помогут свыше 150 пешеходных подземных тоннелей. Наконец, огромное значение в преддверии Игр столица придала уличной информации. Наряду со светофорами обновлены и установлены впервые современные уличные указатели, дорожные знаки, светящиеся в сумерках, среди них есть и пиктограммы с олимпийской символикой.
Чтобы создать необходимый комфорт для олимпийского транспорта и обеспечить в дни Игр безопасность движения. Исполком Моссовета с одобрения всех москвичей пошел на некоторые ограничительные меры в отношении движения автотранспорта по Москве на период с 10 июля по 5 августа. На это время вводится пропускной режим для въезда в Москву иногородних автомобилей, а на олимпийских магистралях – и для московских автомашин.
Госавтоинспекция развернула широкую подготовку к Олимпиаде в самых разных направлениях. Вступило в строй два больших подразделения, которые несут службу в олимпийском городе на патрульных машинах и мотоциклах. Создано вертолетное подразделение для контроля за движением по кольцевой автостраде вокруг города. Но это лишь одна сторона работы. Другая – в автохозяйствах и первичных организациях ВДОАМ, где усиленно повышается квалификация водителей, среди них пропагандируется лучший опыт безаварийного движения автомобиля, нормы этики участников движения. Пресса, телевидение и радио, средства наглядной агитации широко используются в этих целях. За плечами у москвичей – богатый опыт прошлогодней VII летней Спартакиады народов СССР, во время которой благодаря продуманным мерам число дорожных происшествий уменьшилось, а порядок на улицах был признан весьма высоким.
К слову сказать, ни повышенная требовательность Госавтоинспекции к техническому состоянию и опрятности автомобилей, к соблюдению правил дорожного движения, ни олимпийские транспортные ограничения не причинят ущерба москвичам. Ведь ставят же свои машины «на прикол» в зимние месяцы многие автовладельцы – и не испытывают особых мучений. В известных случаях мы сделали исключения: беспрепятственно смогут следовать по Москве в дни Игр
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.