Восточный экспресс миновал станцию Голутвин.
Промелькнули гигантские корпуса Коломенского завода, залитая светом трансформаторная станция и высокие ажурные мачты электропередачи «Куйбышев - Москва». На запасных путях стояли десятки только что выпущенных советских электровозов «ВМ».
Иван Артемьевич Герасимов, председатель колхоза «Красная поляна», ехал в Москву на очередной съезд партии большевиков. Последний раз он был в столице ровно шесть лет назад, на историческом XVIII съезде, утверждавшем третий пятилетний план.
Герасимову не сиделось. Накинув на плечи шубу, он вышел на площадку, приоткрыл дверь и, взявшись за холодные поручни, выглянул наружу.
Ветер сердито рвал с него шубу. В мелькающей тьме носились клочья снежной замети. Где - то вдали блеснул огонек. Блеснул и исчез...
Экспресс, громыхая на рельсовых стыках, легко взял небольшой подъем - и вдруг за поворотом возникло бесконечное море огней. В самом центре этого огненного половодья, в высоте над миллионами светящихся точек, различался туманный силуэт колоссальной человеческой фигуры. Гигантская рука статуя была простерта над мировым городом...
- Ленин, - прошептал Герасимов. - Дворец Советов!
В 6 часов вечера экспресс подошел к перрону Казанского вокзала. Иван Артемьевич вышел на хорошо знакомую ему Комсомольскую площадь и... не узнал ее.
Исчезла висевшая над площадью старая эстакада. Близ вокзала высился громадный монумент. На пьедестале его горели слова: «Ленинскому комсомолу». По обеим сторонам площади, вдоль широких тротуаров, вытянулись шпалерами серебристые, покрытые инеем ели.
Площадь была заполнена автомобилями. Они неслись двумя потоками. Поблескивая лаком и никелем, автомобили безостановочно мчались вдоль площади, уходя на продолжающие ее просторные прямые магистрали.
«Да, туговато здесь приходится пешеходу», - сокрушенно подумал Иван Артемьевич. Впрочем, на площади не было видно ни единого пешехода. Эта загадка вскоре разъяснилась.
У тротуара, под небольшим навесом, Герасимов увидел два широких эскалатора. Один из них доставлял пешеходов на тротуар, другой - уносил их под землю, чтобы они легко и быстро могли очутиться на противоположной стороне площади.
На темном фоне зимнего неба ярко горели бесчисленные световые рекламы:
«Катанье на тройках по льду Восточного канала».
«Управление Гражданского воздушного флота сообщает: с 1 марта 1945 года воздушные экспрессы Москва - Лондон - Нью - Йорк и Москва - Сан - Франциско отправляются два раза в сутки: в 10 часов 15 минут и в 23 часа 30 минут».
Слева забавно гримасничала веселая физиономия клоуна. Из широко открытого рта струилась по небу надпись:
«Иван Иванович Неунывающий приглашает всех московских ребят на детский карнавал на льду Химкинского водоема».
Справа сверкал и переливался всеми цветами спектра небесный календарь - «10 марта 1945 года».
Следуя указанию светящейся стрелки, Герасимов направился к стоянке такси и уселся рядом с шофером в машине «ЗИС - 117»:
- Магистраль Север - Юг, угол Добрынинской и Люсиновской.
В 1-м номере читайте о русских традициях встречать Новый год, изменчивых, как изменчивы времена, о гениальной балерине Анне Павловой, о непростых отношениях Александра Сергеевича Пушкина с тогдашним министром просвещения Сергеем Уваровым, о жизни и творчестве художника Василия Сурикова, продолжение детектива Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.