В царском флоте
ГОДЫ революции отбросили в историческую давность тот режим бесправия и издевательства над матросом, который существовал в царском флоте. Молодежь и современное поколение матросов могут лишь смутно представить себе действительную обстановку недавнего прошлого, но она жива еще в памяти многих старших товарищей по флоту.
Из писанной истории мы знаем, что Петр I создал русский флот и что при нем же были изданы морские уголовные законы под названием «Морских артикул».
«Артикулы» положили начало режиму палочной дисциплины во флоте.
Вот несколько примеров из практики этого первого морского законодательства:
Матроса на военном корабле за одно подозрение в краже офицерской собаки «килевали», т.е. привязывали на оттяжки и протаскивали с бака до кормы под килем корабля; за трехдневную отлучку с корабля матросов присуждали «под корабль подтаскивать» по три раза и бить у мачты по 200 ударов канатом.
И далее - за попытки побега с корабля, за покражи и случавшееся пьянство - читаем мы в приговорах морских судов петровского времени - матросам рубили головы, их вешали, колесовали, били «кошками» (плети из сыромятных ремней) и кнутами, ссылали и заковывали в цепи, а допросы, в целях «искреннего раскаяния» и правильности показаний, производились с «пристрастием».
То были времена еще глубоко коренившихся обычаев и нравов эпохи крепостничества. Проступки матросов вызывались тяжелыми условиями службы в парусном военном флоте, длившейся десятки лет. Служба же понималась как нечто обязательное и непреложное, - удел, который дан богом, и никем более. Офицер в глазах матроса был его барином, которому нужно прислуживать беспрекословно.
Но едва ли лучше обстояло дело в том флоте, на развалинах которого строится ныне рабоче-крестьянский Красный флот.
Самодурство офицеров, полный произвол над личностью матроса, издевательства, мордобития и всевозможные истязания оставались бытовым явлением во флоте. Судебные же взыскания за малейший проступок матроса по-прежнему основывались на тех же «морских артикулах».
Не будем говорить о наказаниях во флоте 200 лет тому назад или в 1905 году, когда матросская масса активно и открыто выступала в революционную борьбу. Обратимся лишь к «довоенному» периоду, т.е. к 1913 - 14 г. г. и увидим следующие цифры: в 1913 году сидело в тюрьмах морского и гражданского ведомства 5.348 матросов, в 1914 году - 3.701.
Дисциплинарных же взысканий, наложенных на матросов без суда, в 1913 году было 19.335, а в 1914 году - 16.127.
А сколько было случаев истязаний матросов офицерами, сколько было нанесено побоев матросам!
Отдельные факты прямо потрясающи.
Вот несколько таких историй.
ИСТОРИЯ разыгралась на военно - морском транспорте «Кронштадт» в 1906 г. Транспорт «Кронштадт» в то время совершал переход из Балтийского моря в Черное. Атмосфера была насыщена революционной грозой 1905 года, еще не умолкли отголоски восстаний Черноморского и Балтийского флота.
О Шуляке, о его происхождении и жизни до службы во флоте мы ничего не знаем. Лишь из приговора Главного военно - морского суда, где в порядке ревизии рассматривалось дело матроса Петра Шуляка, уже после его казни стало известно, что еще в детском возрасте его сильно ударила в голову лошадь, после чего Шуляк страдал частыми головными болями.
История с Шуляком началась с удара в зубы, нанесенного ему (может быть и не впервые) 11 - го сентября кулаком старшего офицера - лейтенанта Петрова. Этот удар вызвал у Шуляка приступ головной боли и заставил его обратиться к помощи врача.
Спустя девять дней - 20 - го сентября, транспорт «Кронштадт» стоял в гавани г. Алжира.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Большие советские перелеты
«Избранные произведения русских и мировых классиков», ГИЗ, 1926