СОВРЕМЕННАЯ техника не позволяет исчерпывающе решать все вопросы морского боя с помощью одного какого - либо типа поенного судна.
Для того, чтобы морская сила государства была па высоте, приходится иметь соединение судов разных видов и такое соединение принято называть флотом. В то же время суда, входящие в состав флота, по своему назначению разделяются на главные и вспомогательные.
* * *
ЯДРОМ каждого современного флота, его главными силами являются линейные корабли. В их задачу входит бой с главными силами флота противника, борьба с приморскими крепостями и содействие своей армии, продвигающейся вдоль морского побережья.
Для наступления у линейного корабля имеются крупные и дальнобойные пушки. Большая скорость позволяет ему догонять противника и принуждать его к бою. Большой запас топлива дает ему возможность уходить в море на долгие сутки.
Но это еще не предохраняет линкор от противника. Между тем, так как сила флотов, главным образом, измеряется количеством линейных кораблей, то для уничтожения их не брезгуют никакими средствами.
На линейные корабли в военное время нападают с моря (такие же корабли, как они), из - под воды (подводные лодки, мины и торпеды), с воздуха (бомбы с самолетов и дирижаблей).
Чтобы уберечься от этих опасностей, линейные корабли защищены всякими способами. Они имеют для защиты от снарядов крупной артиллерии как можно более толстую броню, которой обшиваются наружные части борта и артиллерии.
Для защиты от нападения торпед, выпущенных миноносцами и подводными лодками, а также от взрывов поставленных под водою мин, линейные корабли имеют по 3 дна и по 3 борта, отставленных друг от друга на некотором расстоянии. Такое устройство дает надежду, что взрыв не распространится внутрь корабля и не повредит наиболее важных частей его внутреннего устройства.
Для того, чтобы не потонуть на случай, если все - таки 3 дна или 3 борта будут разрушены, поперек корабля строятся водонепроницаемые переборки. Они ограничивают затопление водой небольшой части корабля в то время, как остальной корабль остается исправным и может продолжать бой. Это остроумное устройство избавляет нас от необходимости покрывать непробиваемой толстой броней весь корпус корабля полностью. Простые расчеты показывают, что если бы мы такое бронирование осуществили, то корабль стал бы таким тяжелым, что не мог бы держаться на воде и пошел бы ко дну, как топор.
Развитие авиации создало линейным кораблям нового противника с воздуха; бомбы самолетов, падая на палубу, могут произвести сильные разрушения, испортить артиллерию или машины. Для противодействия им в линейных кораблях строят бронированные палубы. Эти же палубы предохраняют корабль от проникновения внутрь его тяжелых снарядов противника, выпущенных с дальнего расстояния и попадающих не в борт, а на палубу.
Наконец, линейные корабли в последнее время получают целый ряд приспособлений для защиты их от проникновения внутрь ядовитых газов, выпускаемых противником.
Линейные корабли вооружены еще артиллерией мелкого калибра, для отражения попыток миноносцев приблизиться для выпуска торпед, атак подводных лодок и самолетов. Отсюда видно, какими сложными техническими сооружениями являются линейные корабли.
Вес такого линейного корабля колеблется от 25.000 до 35.000 тонн. Вес этот измеряется весом вытесняемой погруженной частью корабля воды и иначе называется водоизмещением.
Сила машин такого корабля достигает от 42.000 до 100.000 лошадиных сил, а для обслуживания его нужно около 1.500 человек, разбитых на 40 узких специальностей.
Стоимость линейного корабля обходится по 1.000 рублей за тонну водоизмещения, т.е. линейный корабль с водоизмещением в 2.700 тонн обходится при постройке около 27.000.000 руб.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Открытие северного полюса
«Избранные произведения русских и мировых классиков», ГИЗ, 1926