Бэрд против Амундсена

В Муралевич| опубликовано в номере №57-58, июль 1926
  • В закладки
  • Вставить в блог

Открытие северного полюса

10 мая 1926 года американец Бэрд открыл Северный полюс, а 12 мая норвежец Амундсен посетил его вслед за Бэрдом. Попытки открыть Сев. полюс предпринимались еще с конца XIV столетия со средствами, которые сейчас нам кажутся прямо детскими, - на жалких парусных суднах, всецело зависевших от ветров. Имена Дэвиса (1585), Баренца (1596), Скоресби (1806), Парре (1827) известны всем, кто видел хотя бы одну книжку о полярных путешествиях. Но море до сих пор так и не допустило никого дальше 86 параллели с небольшим. И проникнуть до заветных 90 градусов северной широты удалось только... по воздуху, когда аэроплан и дирижабль достигли высокой степени усовершенствования.

Хотя до сих пор мы не имели еще полного описания обоих полетов, тем не менее, полет Бэрда приходится считать только спортивной прогулкой. Но, к сожалению, и полет Амундсена, прекрасно оборудованный и прекрасно организованный, дал не больше, чем полет Бэрда. Амундсен, который открыл в 1911 году Южный полюс, много раз стремился достичь и Северного. В 1918 г. он совершает свое знаменитое путешествие по берегам Сибири на судне «Мод», а в 1924 г. попытался достигнуть полюса на аэроплане. Эта попытка оказалась, как известно, неудачной, но она не уменьшила энергии Амундсена и вскоре он заинтересовывает крупного капиталиста, американского инженера Эльворта своим проектом достичь полюса на дирижабле, входит в сношения с итальянским правительством, и в результате на правительственном заводе около Рима сооружается дирижабль «Норвегия», достигший, наконец, полюса. Основой корабля «Норвегия» служит металлический корпус, который соединен с баллонами, наполненными водородом. Внизу подвешены гондолы: капитанская, пассажирская и моторные. Судно может покрыть 2.000 миль в 21/2 суток поднимает 18 пассажиров.

Непосредственно из Рима на Шпицберг, но лететь не могло: по дороге необходима был продолжительная остановка, как для проверки работы всех частей, так и для ремонта и пополнения необходимыми запасами. В Осло (столице Норвегии) такая остановка была невозможна, там нет подходящих приспособлений и поэтому за базу Амундсен выбрал огромный эллинг (убежище для дирижаблей) в нашей стране, в д. Салюзи (около г. Тропка под Ленинградом). Вылетев из Рима, «Норвегия» только залетела на несколько времени в Осло, куда прибыла 14 апреля.

Амундсен и Эльворт 13 - го апреля выехали прямо на Шпицберген, чтобы непосредственно руководить работами по устройству причальной мачты для «Норвегии», а остальной экипаж оставался при корабле.

Вопреки первоначальным предположениям, дирижабль принужден был задержаться в Салюзи на целых три недели. Слабым местом управляемых воздушных шаров или дирижаблей является сильнейшая зависимость их от состояния погоды - и больше всего от ветра. С целью обеспечить успех экспедиции, служба осведомления путешественника о погоде и была организована правительством СССР, как никогда. Даже во время перелета Амундсен не переставал получать все, сводки о погоде. Но до конца апреля погода была крайне неблагоприятна и отлет был невозможен. Кроме того, эллинг на Шпицбергене оказался тоже неготовым, так как сильнейший снегопад крайне мешал работам. Однако с этим решили не считаться, и при улучшении погоды решено было лететь, хотя бы причал на Шпицбергене даже остался и не готовым.

Действительно, покрыть его крышей так и не удалось.

Эти три недели прошли в усиленных работах по подготовке к дальнейшему пути. 5 - го мая в 10 ч. 30 мин. «Норвегия» плавно поднялась с Салюзи. Вначале поблагоприятствовала ей. Но в перешейке между Ладогой и Онежским озером налетел шторм. Дирижабль стало бросать из стороны в сторону, скорость его значительно упала, и его так сильно качало, что он едва успевал выпрямляться. К пяти часам вечера шторм однако, стих и опасность миновала. Он летел на высоте 600 - 700 метров.

В 5 ч. 30 мин. утра «Норвегия» благополучно прибыла в Вадзе, покрыв за 19 часов 1115 кило - метров. Здесь она пробыла недолго, взяла новый запас бензина и водорода и вылетела дальше, на Шпицберген. Теперь всю дорогу дул уже свежий, попутный ветер, и дирижабль, идя на двух моторах, делал до 100 верст в час.

7 мая в шестом часу утра «Норвегия» прибыла в Кингсбей (на Шпицбергене).

Тут встретились две экспедиции - дирижабль «Норвегия» и американский аэроплан «Жозефина Форд». Более подвижный, более легкий аэроплан американского летчика Бэрда смог вы - лететь раньше «Норвегии», в ночь на 10 мая, и вернуться к четырем с полови - ной часам дня, 10 мая, достигнув впервые в истории человечества Северного полюса. Амундсен и Эльворт приветствовали их. «Норвегия» вылетела только 11 мая в 8 ч. 35 мин. по гринвичскому времени. Через 15 часов расстояние в 750 миль, отделявшее Конгсбей от полюса, было ею пройдено и «Норвегия» в течение 21/2, часов кружилась над полюсом, производя необходимые наблюдения над безжизненной ледяной пустыней: земли, которую думали найти около полюса и заранее получившей название земли Гарриса, земли, в которую так верил Амундсен, обнаружено не было. В море были брошены норвежский, американский и итальянский флаги, а затем и началось возвращение - уже в другую сторону от полюса - к мысу Барроу (на Аляске, в Америке); тот этап (в 1250 миль) был покрыт в 281/2 часов и прошел без затруднений. Зато дальше пришлось круто: сильнейший туман и ветер сбивали с правильного пути, куски льда, падавшие с обледенелых снастей и разбрасываемые пропеллерами, пробивали оболочку дирижабля, которую приходилось все время чинить. И такое истощение починочного материала, перерыв в работе радио, крайне неблагоприятные атмосферные условия, заставили «Норвегию» окончить путешествие 14 мая в Теллере (небольшое селение в 60 милях от Нома на Аляске). Этот этап (в 700 миль) был пройден в 241/2 часа. Загадка Северного полюса теперь решена, но решение показало, что долго искомый X равен 0: близ Северного полюса нет земли! А потому нет и пристанища ни для воздушных кораблей, ни для промышленников. Северный полюс оказался пока интересным только для науки.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 8-м номере читайте о судьбе «русского принца Гамлета» -  императора Павла I, о жизни и творчестве Аркадия Гайдара, о резком, дерзком, эпатажном, не признававшем никаких авторитетов и ценившем лишь свой талант французском художнике Гюставе Курбе,  о первой женщине-машинисте локомотива Герое Социалистического Труда. Елене Чухнюк, беседу нашего корреспондента с певцом Стасом Пьехой, новый детектив Андрея Дышева «Жизнь на кончиках пальцев» и многое другое

Виджет Архива Смены

в этом номере

25.000 километров по воздуху

Большие советские перелеты

Куда ехать летом

На Мурмане

Морские артикулы

В царском флоте