Не шелохнется полосатый «колдун», подвешенный к вершине бизань - мачты.
Моряки красят шлюпки. Звенит железо.
- Авось у мыса Тарханкут подхватит ветерок, - говорит вахтенный начальник, третий помощник капитана Николай Корзун. С этим подвижным сухощавым юношей любят стоять на вахте практиканты. Николаю Корзуну двадцать шесть лет. Он прекрасный штурман.
В разных концах корабля идут занятия. На полубаке, среди снастей, преподает второй вахте такелажное дело инструктор Николай Обертас. У всех в руках обрезки витых канатов. Ребята учатся вязать различные морские узлы: кнопы, кранцы, маты, сплесни... Эта парусная хирургия очень важна в морском деле, а особенно на парусном судне, где движение парусов - движение сотен снастей.
У второго грота третья вахта изучает паруса. Инструктор этой вахты Георгий Икономо - большой знаток парусного дела. Он может найти на ощупь любую снасть: и гардень, и шкот, и брасы, и ниралы. Он требует от учеников такой же быстрой и точной работы. У него все горит в руках. Ученики Георгия Икономо считаются лучшими по парусным работам.
Третья вахта быстрее всех ставит и убирает паруса, в третьей вахте лучшие ноковые (матросы, работающие на концах рей; от ноковых зависит слаженная работа всех остальных).
На корме, у компаса, занимается первая вахта со своим инструктором Николаем Александровичем Антоновым. Моряки учатся управлять поставленными парусами. На паруснике курс диктует ветер и рулевой так держит судно, чтобы не выйти из - под ветра. Рулевой поглядывает одним глазом на компас, вторым - на паруса...
Тишина. Волнистый горизонт. Но никто не сидит без дела. На парусном судне нельзя терпеть расслабленности так же, как перетертых снастей. Не даром так часто звучит здесь команда: «Крепи!»
Люди крепят снасти, людей крепит дисциплина!
Наступает вечер. Под темным куполом южного неба где - то по середине Черного моря затерялся наш «Товарищ».
Темно так, что не видно парусов. Но вспыхивает мощный прожектор и освещает выпуклую, почти скульптурную громаду мачт. Рулевой проверяет, как работает ветер.
С утра «Товарищ» движется курсом бейдвинд правого галса под всеми прямыми и косыми парусами.
У руля стоит Лида Снежкова, высокая крепкая девушка, как и все матросы на «Товарище» одетая в брезентовую робу. Она из Кривого Рога. Кончила 8 классов и решила идти в морской техникум.
На «Товарище» пять девушек - практиканток. Как и ребята, они работают на реях, несут вахту, стоят у руля. Девушки до прихода на «Товарищ» в море никогда не бывали. Но и дочь колхозника с Полтавщины Варвара Лоб, и Соня Алексеева из Каменец - Подольска, и Нина Литвиненко из колхоза Кировоградской области работают на снастях не хуже ребят.
Вечером задул норд - ост. Ночь темная, моря не видно.
По кораблю идет боцман Адамыч с группой ребят. Он останавливается у бизань - мачты, перебирает в темноте снасти и охрипшим за день голосом показывает, как надо наощупь находить нужный конец. Адамыч приговаривает:
- Попробуем, как вы знаете...
Целый день молодые моряки расспрашивают Адамыча о снастях и парусах. Старый боцман знает все на судне. И ему не жаль отдать ребятам и короткие часы ночного отдыха...
Штиль снова держит нас в своих лапах. «Товарищ» не слушается руля. На лицах людей апатия. Удивительно, как расслабляюще действует штиль на настроение команды. Поскучнели лица моряков...
Радио разносит по всему кораблю песенку: «А ну - ка песню нам пропой, веселый ветер...» А ветра нет. И песен никто не поет.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.