Построены хаты.
Мы - дома.
Хотя в Ленинград. Николаев
Мы седенькой маме
Привет посылаем.
(«День нашего рождения»)
На других страницах мы встречаемся с «комсомолкой - хозяйкой алмазных пластов». Она водит под землёй электровозы, вечерами любит сидеть у пруда, «и к ней подплывают кувшинки, как жёлтые стайки утят»; встречаемся со старым, опытным шахтёром Тарасом Феоктистовичем Рубаном, который увлекательно рассказывает о тридцатых годах - «последних днях обушка». Он рассказывает о том, как впервые появилась на шахте отечественная врубовая машина, которая превзошла американского «Сулливана».
Подкупает в книге то, что автор (или лирический герой) кровно связан со своим краем, с его людьми. Из стихотворения «Встреча с юностью» мы узнаём, что он работал на этой шахте, где сейчас видит ребят - ремесленников. В годы войны его «по глухим смоленским дорогам... солдатская доля вела», но мечтой он всё время был там, на родной донецкой земле. В стихах «Горошина угля» герой рассказывает о том, с каким чувством он поднял у разбитой платформы на Смоленщине кусочек угля:
Может, уголь тот был
не донбасский,
Но меня обступили бойцы.
И с какой - то любовью и лаской
Каждый трогал рукой антрацит.
После войны герой - корреспондент. И вот мы видим его дождливой ночью, идущего степью на шахту, «чтобы написать пятнадцать строк - срочных и необходимых всем».
В стихотворениях «Заря над миром», «Песнь негров» и «Предварительный разговор с Трумэном» автор поднимается до боевой публицистики, голос его при этом не срывается, не фальшивит, что иногда бывает у лириков. Последнее стихотворение показывает также и то, что у В. Труханова есть поэтические возможности для работы в области сатиры.
Но, расценивая выход этой книги как положительное явление, всё же необходимо остановиться и на её недостатках, а их немало.
Многие стихотворения, несмотря на отдельные удачные строки и строфы, ещё очень слабы в поэтическом отношении. Таковы «Солнце МакНИИ», «Куда ни посмотришь - маячат вдали...», «Сад», «Степь уходит». Сюда же надо отнести и произведения военного цикла: «Перед боем», «После освобождения».
Эти стихи изобилуют мало впечатляющими восклицаниями, вроде «Чудесная действительности новь!» или «Товарищ родной, если жизнь хороша - не петь мы не в силах с тобой!» Искренние чувства поэта, его интересные мысли зачастую выражены так неумело, что не доходят до читателя. Встречаются приблизительные рифмы, неточные поэтические образы, вроде:
Степь уйдёт,
И здесь.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.