Права не имеем, а вот, однако ж, работаем. И дело не только в том, что слабо прививается вкус к техническому творчеству у рабочих, особенно у молодежи. Есть и другие досадные просчеты. Вот, скажем, поручили нашей бригаде подготовить к эксплуатации 32-ю лаву. Из-за непродуманности инженерных решений мы возились с ней два года вместо нормативных шести месяцев. При этом замечания и предложения бригады во внимание не принимались. В итоге оказалось, что мы были правы, но потерянного времени уже не вернешь.
Подобного рода просчеты не проходят бесследно. В завершающем году минувшей пятилетки коллектив шахты «Зыряновская» недодал 200 тысяч тонн угля. А ведь был когда-то одним из лучших не только в производственном объединении «Южкузбассуголь» — слава его гремела далеко за пределами Кузнецкого угольного бассейна.
У нас, у проходчиков, есть вполне обоснованные претензии также к Министерству угольной промышленности СССР, его отраслевым институтам и отдельным предприятиям, которые выпускают горно-шахтное оборудование.
Взять хотя бы горнопроходческий комбайн — детище Копейского завода горно-шахтного оборудования. Когда-то. возможно, он и производил могучее впечатление, но сейчас смотрится, как телега рядом с новенькими «Жигулями». Именно такое сравнение невольно приходит в голову, когда начинаешь сопоставлять его, например, с механизированными комплексами для добычи угля.
Одна из основных конструктивных недоработок этого комбайна заключается в том, что он рубит горной массы больше, чем вмещается в перегружатель. Приходится то и дело выключать исполнительный орган и заниматься отгрузкой. В результате прерывается цикл, теряется время. Очень слаба у него ходовая часть. Чуть попал под гусеницы небольшой порожек — комбайн упирается и натужно мычит, буксуя на одном месте. Берешь лопату, идешь помогать «чудо-технике». Лопаты, впрочем, мы держим не только для этого. Комбайн разбрасывает горную массу по всей выработке, и проходчикам ничего не остается, как браться за лопаты и наводить в подготовительном штреке порядок. Снова «Эй. ухнем!». Основная работа в это время стоит. Правда, копейчане вместе с комбайном присылают борта к его приемной части, чтобы не было разброса. Но они настолько слабы, что горная масса моментально срывает их и отбрасывает в сторону.
Невольно начинаешь удивляться: неужели в могучем Минуглепроме с его многочисленными научно-исследовательскими и проектными институтами, с его машиностроительными заводами и конструкторскими бюро нет светлых умов и умелых рук, которые могли бы создать горнопроходческий комбайн. отвечающий самым современным требованиям? Пусть приходят конструкторы и проектировщики к нам. У нас немало предложений, как переделать и усовершенствовать эту машину.
А возьмите скребковые конвейеры С-53. «родившиеся» где-то в начале пятидесятых годов. У них очень часто рассоединяется цепь. Немало уходит труда и времени, чтобы ее «поймать», вытащить из-под рештаков и снова соединить. Неужели нельзя придумать что-нибудь более надежное. Задача для рядового инженера, не говоря уж о разных НИИ и КБ, где все наверняка на словах ратуют за научно-технический прогресс. А вот ведь не решается задачка, никто не хочет браться за нее, и приходится проходчикам на дню по нескольку раз мучиться со злополучными цепями, недобрыми словами поминая их создателей.
Если хорошенько подумать, то в шахте вполне можно было бы обходиться без проходчиков, как ни по душе мне моя профессия. Но для этого надо создать какой-то совершенно новый; прогрессивный тип присечной (штрековой) крепи. Занимаясь креплением забоя, мы пользуемся дедовскими методами, тогда как и эту работу можно и нужно перевести на рельсы научно-технического прогресса. Говорю не ради красного словца.
У меня и моего друга старшего инженера по горным работам Александра Булдакова есть новая идея. Вместе с ним мы разработали принципиально новую конструкцию секций присечной крепи. Не вдаваясь в подробности и технические тонкости, скажу: по мнению крупных специалистов, применение этих секций избавит от необходимости вести предварительную подготовку фронта работ для очистных бригад. Добычной комбайн сам будет формировать себе одну выработку, которая с установленными в ней секциями присечной крепи используется потом при отработке последующей лавы. Предварительные подсчеты обещают объединению «Южкузбассуголь» миллион 250 тысяч рублей годового эффекта. Хотелось бы надеяться, что Минуглепром СССР заинтересуется этим новшеством, даст ему путевку в жизнь.
...«Ускорить развитие Кузнецкого. Экибастузского. Канско-Ачинского и других угольных бассейнов Восточной Сибири и Дальнего Востока», — говорится в «Основных направлениях экономического и социального развития СССР на 1986 — 1990 годы и на период до 2000 года». Определены и пути развития — за счет технического перевооружения и реконструкции, внедрения прогрессивного оборудования и технологии. Но, о чем бы мы ни говорили, все в итоге сводится к качеству работы каждого человека на его рабочем месте. У себя в бригаде мы не терпим разболтанности, пустозвонства, необязательности. Дал слово — сдержи. Пообещал — сделай. Взаимная требовательность — по самому большому счету. Иначе и нельзя: под землей от действий товарища может зависеть твоя жизнь. А «на поверхности» мы нередко сталкиваемся с тем, о чем я говорил: бездеятельностью, равнодушием к человеку и производству, нетребовательностью. Оказывается, можно годами не заниматься новой техникой — и ничего. Равнодушно относиться к предложениям рабочих — пожалуйста, никто не накажет. Говорить о необходимости работать по-новому — и не выполнять прямых обязанностей. А пора бы уже строже спросить с инженеров, конструкторов, руководителей: что конкретно вы сделали для ускорения научно-технического прогресса? Почему от слов не переходите к делу?
Если коротко сформулировать то, что нам предстоит сделать, я бы так сказал: повысить требовательность на всех уровнях — от рабочего до руководителя любого ранга — за состояние дел на порученном участке работы. Это — главное.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.
Спортивный автограф
130 лет назад, 23 июня 1889 года родилась Анна Ахматова
Возвращаемся к проблеме футбольных фанатов, о которой писали в №№ 17 и 21 в 1984 году и в №№ 4 и 17 в 1985 году