В основу «Кружев» (выпуск Совкино) положен рассказ М. Колосова «Стенгаз». Тема - клуба и пивной. Побеждает клуб: молотобойца Петю комсомольская ячейка вырывает из хулиганской компании. Парень перерождается. Пете противопоставлен Сеньке - редактор стенгаза, который, в результате ряда некомсомольских, мещанских поступков, оказывается вне организации. За стенгазету берется Петя.
Клуб, пивная, производство (кружевная фабрика) даны Колосовым живо, типично. Эти достоинства сказались в фильме. К сожалению, сценарий Громова недостаточно заострил колосовские характеристики действующих лиц выразительными поступками, которые возместили бы на экране литературные описания. Но все же, образы Колосова ожили на экране благодаря отличному исполнению ролей в «Кружевах»: Петя - симпатичный Градополов, активистка - Шатерникова (хороший тип) и т. д. Удачный типаж является заслугой постановщика О. Юткевича. Это - молодой, обещающий режиссер, ищущий новых путей в кино так же, как это делают старшие мастера - Эйзенштейн, Пудовкин. У Юткевича в «Кружевах» ряд хороших находок - выразительно снятых вещей, хорошо смонтированных, разнообразных по содержанию кусков, интересных пейзажей (напр., поезд, отражающийся в воде). Но «Кружева» перегружены «вещами», и часто желание постановщика блеснуть оригинальными трюками нарушает у Юткевича ясность сцен. Однако, в ряде мест «Кружев» молодой постановщик проявляет подлинный вкус и мастерство.
Фильма (постановщик Усольцев - Гарф), показывает уголок деревенского быта. Переправа через реку. Около парома - чайнушка.
Здесь крестьян спивают. Когда идет крестьянин в поле, по ту сторону - он не доезжает: баба везет домой пьяного мужа. Благодаря инициативе комсомола строится мост, надрезающий корни благополучия «пауков» - паромщика и кабатчика. «Обиженные» паромщик и кабатчик решают поджечь мост, пустив под него горящий паром. Мост удается построить и спасти от гибели, благодаря героизму молодежи.
На эту нужную и интересную тему по клена скромная, простенькая и фильма «Зеленый шум». У нее есть достоинства, главным образом - живые силуэты деревенской молодежи.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Молодые кустари Кимрского и Ленинского уездов