— Послушай, Джо. Моя карьера кончена. Ни один агент не может устроить мне встречу. Но я не смогу ни есть, ни спать в тюрьме, зная, что я оставил тебя на свободе непобитым. Я скажу это всем комментаторам, всем дикторам на телевидении: «Приходите в спортзал в четыре и посмотрите, как я буду разделываться с Джо Фрэзером». Усек?
Джо начал заводиться.
— Ну и к черту! – заорал он. – К черту десятимиллионный стадион. К черту матч века! Этот город слишком тесен для двух таких проклятых негров, как мы. Один из нас должен уйти, и это будет Клей! Одному из нас придется покинуть город, и это случится сегодня вечером.
— Правильно, Джо. Мы скажем журналистам, что не можем не провести этот бой. Нам безразлично, что он состоится не в Мэдисон Сквер Гарден. Нам все равно, что мы не сможем провести его в Хьюстон Астродом или Поло Граундс. Мы встретимся прямо здесь, в твоем зале, в четыре.
— Скажи им, пусть позвонят мне, и я подтвержу. – Джо уже загорелся этой идеей. – Я им скажу: «Клею незачем ехать в Филадельфию. Этот ниггер должен остаться здесь, в Луисвилле, где он родился. Мы не станем больше ждать». В общем, я буду в зале. Нам даже, может быть, не понадобятся перчатки. Мы сможем драться так, голыми руками, как в давние времена. Никаких шлемов. Плоть к плоти! Пока!
Я обзвонил всех радиокомментаторов и ведущих с телевидения в Филадельфии и некоторых в Нью-Джерси. Я позвонил в филадельфийскую газету «Инквайер» и на телестудию. Я вспомнил о популярном ведущем с телевидения, негре Сонни Хоп-кинсе, по прозванию Майти Бернер («Могущественный подстрекатель»), и он обещал тоже обзвонить всех, кого надо, и связался со всеми дикторами, которых знал на сотни километров вокруг.
Я просто ревел в трубку, разговаривая с ними:
– Джо осмелился вызвать меня в свой зал, чтобы драться со мной. Я буду там в четыре, и мы будем драться, пока один из нас не отпадет. Я устал ждать, когда мои агенты организуют эту встречу. Я не могу ждать. Если не верите, позвоните Джо Фрэзеру! Так будьте там! Посмотрите, как я разделаюсь с Фрэзером. Вход свободный!
Через несколько минут начали уже звонить и мне. Репортеры интересовались, на самом ли это деле. Сначала местные, потом из Лос-Анджелеса, Вашингтона и перед самым моим отъездом к Джо – из Парижа и Лондона.
— Кто это затеял? – спрашивали из Ассошиэйтед Пресс. – Кто отвечает за это?
— Так вы действительно деретесь с Фрэзером в его зале? – хотели узнать из агентства ЮПИ.
— Да! – отвечал я. – Вы позвонили как раз вовремя. Я уже "почти на пороге. Увидимся в зале.
А вы в форме? – спрашивали другие.
— О моей форме не беспокойтесь. Это будет драка не на жизнь, а на смерть.
Скоро половина четвертого. Забежали несколько моих друзей. Они были взволнованы не меньше меня. Я надел свой фривольный голубой джинсовый костюм, красную с белым глухую рубашку и тяжелые, грубые башмаки-броганы. И мы все отправились. Новость уже успели пустить в эфир. Огромная толпа фоторепортеров собралась у моего дома, около пятидесяти машин выстроились в ряд вдоль ограды.
Мои соседи заводили машины, чтобы ехать вместе с нами. Аптекарь на углу подкатил с какими-то пилюлями, которые, как он сказал, дадут мне «энергию динамита». Он закрыл торговлю на весь день. Владелец заправочной станции выключил все свои бензоколонки, и все его люди начали собираться за нами.
Перед тем как мы тронулись, подъехала полиция. Один черный полисмен сказал, что ему хотелось бы удостоиться чести «эскортировать» меня до спортзала Джо, чтобы я не потерял дорогу. Впереди нас полицейские машины с включенными сиренами, позади – вереница в пятьдесят машин – вот так мы и следовали до фрэзеровского спортзала. Люди бежали за нашей машиной, стучали в стекла и складывали пальцы в знак победы.
Два репортера с переносными радиостанциями устроились на крыше грузовика и передавали по своим станциям каждый момент нашего продвижения, будто это была армия на пути к вторжению.
Я высунул голову из окна машины и закричал в толпу:
Никакой Колизей нам не нужен.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.