Тогда среди шофёров такси можно было встретить безработных самых различных специальностей - начиная от электросварщика и кончая профессором математики. Тут я столкнулся с оборотной стороной «прославленной» западной культуры. Даже получивший образование человек, если он беден, зачастую вынужден вести самую примитивную борьбу за существование, не имея возможности, в условиях капитализма, полноценно применить свои знания и способности.
Снова я стал безработным в июле 1932 года. Бесперспективность такой жизни угнетала до крайности. Тоска по родине и друзьям, никогда не покидавшая меня, усиливалась с каждым днём. Годы шли, а я оставался недоучкой. Получить образование в этом мире наживы мне так и не пришлось. Я делал всё возможное, чтобы вернуться в Советский Союз. Я обходил корабли в порту, но мне всюду отказывали. А советского консульства, которое могло бы мне помочь вернуться на родину, в Канаде тогда не было.
Как-то я прочёл в газетах, что будто бы из Ванкувера идут пароходы с грузом во Владивосток. Я решил проехать в Ванкувер, чтобы на одном из этих пароходов добраться домой. Ещё с двумя безработными, без денег, «зайцем» на товарных поездах, с джеклондоновскими приключениями мы пересекли Канаду с востока на запад и, перевалив через суровые Скалистые горы, добрались до Ванкувера. Никаких пароходов, идущих во Владивосток, я тут не застал. Работы найти тоже не сумел.
Снова «зайцем»» я вернулся в Монреаль. И опять все мои попытки устроиться на пароход, идущий в Европу, оказались безрезультатными. Но вот я случайно узнал, что в Монреальском университете находится в командировке советский профессор. Я разыскал его. Это был профессор Андреев, ассистент академика Павлова. Он помог мне связаться с советским агентством «Интурист» в Нью-Йорке, которое устроило меня на шведский пароход, и в августе 1933 года я прибыл в Ленинград.
И вот наконец родной Харьков! Я учусь на рабфаке. Мне платят стипендию, и меня уже не страшит завтрашний день.
В ноябре 1940 года я защитил дипломный проект в Московском автодорожном институте. Я стал инженером-механиком - специальность, к которой я стремился всю жизнь. Но и теперь я часто вспоминаю те горькие дни, когда я тщетно пытался получить образование в Канаде.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.