Этим летом Москву заполнили яркие, красочные плакаты: «Мода», «Одежда-67». Заманчивым приглашением в страну элегантности звучала многоцветная мозаика букв. А «страна» эта, многоголосая и разноязыкая, расположилась в двух крупнейших центрах международных встреч, часто проводимых в Москве: в Лужниках, где проходил Международный фестиваль мод, и в Сокольниках, где на площади в шестьдесят тысяч квадратных метров двадцать четыре страны Европы, Азии, Америки, Австралии демонстрировали элегантность и техническую основу современной моды.
Новой моде не требуется виз для пересечения границ. Она распространяется и завоевывает поклонников с быстротой пришедшейся по душе песни. И каждый, кто побывал в дни I Международного фестиваля мод в Лужниках, смог оценить достоинства моды наших дней «крупным планом».
Представьте себе огромный зал Дворца спорта, где прошли перед глазами москвичей 12 тысяч моделей, созданных лучшими портными, колористами, художниками, текстильщиками всей планеты.
Здесь встретились уникальные «творения» известных французских художников Дома моды мадам Симонетты Фабианн и прославленной фирмы «Шанель», простые, промышленно практичные предложения художников ГДР и Чехословакии по «спортивной моде»; здесь дебютировали модельеры Монголии и Индии перед лицом многотысячной международной аудитории; впервые демонстрировали свое искусство москвичам мастера костюма Испании».
Каждая страна предлагала не только свой стиль костюма на все случаи жизни, но и свой оригинальный стиль показа — театрализованного, праздничного зрелища, еще раз подчеркнувшего прямую причастность моды к искусству.
В Лужниках звучала музыка Баха, стеклянный перезвон «космической» музыки чередовался с лирической нотой народной песни. И в щупальцах красных, зеленых, желтых, синих прожекторов проходили десятки юношей и девушек, демонстрировавших в калейдоскопе красок и фасонов на примерах новой синтетики пути развития моды ближайшего будущего.
Вот вступила на подиум высокая светловолосая девушка. Манекенщица Советского Союза — Мила Романовская. На разных широтах и меридианах она уже демонстрировала новинки советской моды. Что же рассказывает о «настроении» моды ее изящный, не поражающий экстравагантными неожиданностями, полуприлегающий костюм? Его простые гибкие линии, укороченная длина юбки — немного выше колен,— туфли на утолщенном, чуть сдвинутом назад каблуке, маленькая объемная сумка — все подчеркивает главную мысль моды 1967—1968 года: наша одежда с каждым днем становится все легче, ее линии — проще и динамичнее, конструкции — удобнее и разумнее.
— В моде, как и в природе,— утверждают советские художники,— выживает только практичное и рациональное. Например, вряд ли приживется в нашей стране деловых, энергично участвующих во всех сферах общественной жизни женщин ультракороткая минигонна. Зато новая длина гибкой, чуть расширенной книзу юбки — на 3—7 сантиметров выше колена — нашла множество сторонниц среди женщин разных вкусов и возрастов.
В последнее время о моде перестали говорить как об экстравагантной и загадочной капризнице. Авторы моды лишили ее права на диктат и в каждой коллекции предлагают несколько вариантов новинок — на все возрасты: например, в 1968 году и прямой и полуприлегающий силуэты 1967 года остаются в моде, но с некоторой корректировкой. Мало того, что все детали модного ансамбля уменьшаются в объеме, и форма их приобретает еще большую конструктивность. Учитывая возраст тех, ному предназначаются новые модели, художники предлагают: молодежи — геометризацию прямого силуэта, приближение к формам прямоугольника. Прямой силуэт, но с небольшим прилеганием по фигуре доминирует в одежде женщин среднего возраста.
А направляющим силуэтом 1968 года будет... сарафанный! Это трапеция с расширением от плеч или проймы, очень женственная и гибкая конструктивная форма, живо напоминающая стиль одежды наших прабабушек.
Впрочем, и это не каприз моды! «Мода а-ля рюсс» сегодня в небывалом фаворе в Европе. В цвете, в отделке, в композиции, в оформлении зимних нарядов и вечерних туалетов многие художники используют элементы русской одежды, северного шитья, одежды Казахстана, Узбекистана, Грузии, Украины. А русский народный костюм таит в себе столько возможностей, что модельеры Франции, Англии, Норвегии и других стран уже не первый сезон обращаются к этому нескудеющему источнику новых идей.
По мнению многих авторов моды, цвет и ткань являются сегодня основой эстетической выразительности одежды. Мода 1968 года — за щедрое разнообразие: становятся популярными ткани с ярко выраженной структурой — рогожки, диагонали, твиды, ткани, имитирующие трикотаж. Рельефное букле, которое было так популярно в прошлом сезоне, вытесняется тонкосуконными тканями, рыхлыми драпами, «сухими» материалами типа габардина. Это материалы каждого дня. Мода — за разумное и логичное разграничение «сфер». А для вечера и для праздника предлагается обилие новых- -разработок крепов, крепдешинов, клоке, муслины, туали, органди, ткани из триацетатного шелка. Молодежный костюм украсит хлопчатобумажная рогожка, гарус и хлопчатобумажный габардин. Модным в 1968 году обещает стать вельвет ярких открытых цветов.
К слову, о цвете: в распоряжении художников в 1968 году широкая палитра модных оттенков. Наши колористы и химики подготовили к этому году щедрую гамму: в ней множество новых теплых тонов желтого, оранжевого, красного, розового цвета любой интенсивности. В модном гардеробе ближайшего будущего встретятся и яркие насыщенные оттенки красного, синего, зеленого и по соседству — опаловые тона закатно-розового, желтого.
Это девиз современной моды, которому подчиняется и «спортивный» костюм каждого дня и женственная, поэтичная мода праздника и вечерних часов.
Приметы нового, 1968 года сказываются и в деталях: молодящих, спортивных; например, юбки с незначительным расширением от бедер украшаются застежкой, как бы переходящей с прилегающего жакета; клапанами, прорезными или накладными карманами любой формы, большими «молниями» с кольцами на замке. А вечернее «маленькое» платье без рукавов, трапециевидного силуэта, украшается лишь воротником — отложным, стойкой, «хомутиком».
Легкость и декоративность отличают и мужскую моду. Мужчины перестали быть пленниками тусклых и темных тонов. Ассортимент мужских тканей стал много шире традиционных «метро» и «люксов». В этом году мужчинам предоставляется широкий выбор: светло-серые тона вплоть до серо-коричневых, желто-песчаные — до коричневых, серо-синие. Это для «корректного» (делового) костюма, полуприлегающий пиджак которого стал длиннее, а брюки — с манжетами или без манжет — отличает прямая линия от колен.
В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия Ланского «Синий лед» и многое другое.