И все-таки нарядный однобортный
костюм с более широкими, чем в прошлом году, ривьерамм (лацканами) остается строгим: черным, асфальтово-черным, синим, синевато-лиловым. Здесь широко используется шерсть в смеси с полиэфирными волокнами или искусственный шелк с рельефной структурой.
— А что будем мы носить через 50 лет? Какими станут «сенсации» моды третьего тысячелетия?
Фестиваль мод в Москве — сошлемся еще раз на его высокий суд «международного класса» — образно проиллюстрировал разнообразие и непохожесть почерков художников десятков стран, создавших моду, их разное отношение к эволюции и будущему нашего с вами костюма. Откликаясь на требования века, мода становится все более динамичной: наш современник, вечно спешащий, активно вторгающийся в самые. разные сферы жизни, путешественник, турист. спортсмен, желает быть элегантным постоянно — у станка и в студенческой аудитории, в домашней кухне и в салоне самолета. Художник стремится не отстать от темпа века, и вот «космические мотивы» в полный голос звучат в костюме 1968 года: гибкие и легкие, словно летящие, силуэты, плавные линии маленьких платьев и пальто, четкий рисунок деталей; комбинезоны, имитирующие скафандры летчиков, высокие шляпы, похожие на шлемы космонавтов, «молнии» всех размеров и видов, декоративные кнопки, напоминающие механические заклепки водолазных скафандров. Несмотря на несхожесть решений образа «космической» моды, чувствуешь главное ям вами художников: освободить человека от скованности, как бы раскрепостить его движения...
К этому стремятся авторы моды, предлагая сегодня и мини-юбку. Кстати, по мнению создательницы мини-юбки (о которой, по словам зарубежных обозревателей моды, больше говорят, чем носят ее), молодой англичанки Мэри Квант, мини — оптимальный вариант одежды будущего, «освобождение женщин от уродливого кокетства семенящей походки и диктата тяжелых тканей, бьющих по коленям. Сегодня Мэри Квант популярна таи же, как и ее соотечественники «битлы». И так же, как они, она удостоилась благодарности королевы Англии — «за помощь английской национальной экономике».
Но Московский фестиваль напомнил еще раз: не мини единой жива сегодня, мода (предлагает же «Шанель» длинные юбки уже в этом году!). Красочная, многообразная, жизнерадостная мода далека от единоликого шаблона. Тем не менее на несколько сезонов минигонна стала «событием», определяющем в какой-то степени поступательное движение моды.
Так что же — минигонна, скафандр, сарафан в 2000 году? Недавно возник полушутлнвый-полуфантастический, но от этого только более интересный «международный» спор — о моде двухтысячного года. У его «истома» стояли два молоды», но ухав известных талантливых художника: москвич Слава Зайцев и парижанин Пьер Карден.
Мода будущего вообще стала весьма популярной темой в Европе. Появился даже термин, ставший нарицательным: «дуэмиллия» (в переводе с итальянского — «женщина двухтысячного года»), Дуэмиллия — чаще всего это предельная экстравагантность, граничащая с гротеском, с пародией на современный костюм.
Что будет через сорок — пятьдесят лет, покажет время, а в 1968 году отчего не воспользоваться попутным ветром рекламы и любовью и сенсациям? И вот уже трубят обложки модных журналов:
«Женщина будущего века оденется в конструкции из металла и синтетических смол!»
«Пластмассы и искусственная кожа вытеснят шелк и шерсть!»
«Покончено с инфантильной женственностью! Женщине третьего тысячелетня нужен легкий и надежный панцирь!»…
Пьер Карден, завоевавший известность в Европе своей трактовкой нового стиля современной женщины, не воспринимает тему «дуэмиллии» как очередную сенсацию. Нет, он не предлагает стричься наголо, раскрашивать себя татуировкой в стиле поп-арт, чтобы доказать свою причастность к XX веку, или возрождать смехотворный в наши дни стиль одежды средневековья. Высказываясь своими новыми моделями за решительное изменение образа женщины «космического века», Карден предлагает отказаться от нагромождения лишних деталей, от неоправданной экстравагантности отделки. «Конец «бабеттам» и начесам, конец высоким шляпкам» — вот его девиз. Вместо него женщине XXI века рекомендуется естественность короткой стрижки, изящество маленьких, плотно облегающих голову шлемов.
— Женщина будущего должна сохранить привлекательную женственность,— утверждает парижанин.— Ей не нужны внешние поверхностные приметы времени, чтобы не отстать от него. Главное — не оказаться в диссонансе с ритмом века.
С каждым днем наш костюм все легче, проще, разумнее, логичнее. «Маленькие пальто», «маленькие платья», изящно и красочно декорированные, математически четкие по конструктивным линиям, словно бы составленные только из пересечений прямых,— такой он видит одежду будущего века.
Приняли участие в этом символическом диспуте и молодые московские художники из Специального художественно-конструкторского бюро Наташа Лысова и Михаил Федоров.
Они недавно закончили работу над эскизами костюмов для кинофильма «туманность Андромеды». Людей третьего тысячелетия они видят красивыми, нарядными, стройными. Всех людей — красивыми!
Потому что — и это главное в их эстетической позиции! — мода будущего века — это мода на отлично тренированное тело спортсмена, на молодость, культуру быта, долголетие.
Оригинально, красочно, жизнерадостно видят костюм человека будущего века молодые москвичи: они предлагают ансамбль единого цветового решения с крупными орнаментальными деталями, гармонично вплетенными в единую цветовую канву. В будущем костюм останется только декором, только ярким цветовым пятном. Человек не будет страдать от капризов погоды, ему будет достаточно легкой туники и нескольких съемных украшений — для разнообразия! Яркие эластичные колготки, обувь типа высоких мягких сапожек или чулок — вот и весь нарядный туалет наших потомков.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.