Мирсаид Миршакар

Л Бать| опубликовано в номере №550, апрель 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

Рвётся на простор,

И путь широкий

Перед ним открыт.

В этой поэме полнозвучно выражена гордость поэта - коммуниста за свою страну. Если в «Золотом кишлаке» он противопоставлял тяжёлое прошлое своего народа его счастливому настоящему, то здесь контраст построен на противоречиях между страной победившего социализма и мрачной картиной жизни народов Афганистана и Индии, где хозяйничают империалисты. Там - голод, страх, «придавленный бесправием старый мир»; в советском Таджикистане - свободный творческий труд, изобилие. Там - грозные силы стихии, губительной для человека; здесь - покорённая природа, поставленная на службу человеку. Контраст подчёркивается тем, что два разных мира лежат на расстоянии ширины реки - на левом и правом берегах Пянджа.

Поэма состоит из отдельных картин. Поэт со спутником проходит по горам и долинам родной земли, по берегу Пянджа. Они встречаются с разными людьми, рассказы которых дополняют их собственные наблюдения. Эти отдельные картины сливаются в одно целое благодаря ведущей идее о том, что звезда коммунизма, зажжённая в Советском Союзе, сверкает днём и ночью «надеждой человечеству всему».

Поэзия Миршакара, как и некоторых других таджикских поэтов его поколения, отличается простотой. В ней нет традиционной цветистости, витиеватого украшательства. Это приблизило поэтов к народу, в истоках творчества которого они черпают своё искусство.

В творчестве Миршакара заметно благотворное влияние великой русской поэзии, как классической, так и современной. Приближены к народно - песенному складу ритмы. Струя народной поэзии окрашивает метафору и эпитет; проста и ясна речь героев Миршакара, людей из народа, умеющих выразить глубокую, мудрую мысль далёкими от книжной премудрости словами, что так свойственно было дидактической восточной поэзии прошлого.

Миршакар, говоря его же словами, «грядущей вдохновлён борьбой» за новые достижения советского народа. И это вдохновение питает творчество поэта.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены