И вновь побрел с надеждою одной –
Войти под сень убогого жилья...
Путник забыл дорогу домой и побрёл наугад. И вот однажды на рассвете он увидел в радужной игре лучей то, к чему стремился всю жизнь: кишлак, дышащий изобилием и красотой; он увидел гордых, здоровых и сильных людей и среди них - рослого, красивого своего сына Шарафджона, которого он оставил ребёнком.
Поэма «Золотой кишлак» рассказывает о том, как осуществилась вековая мечта народа о счастье, как сон стал явью, а сказка - былью. Но советская действительность прекрасней сказки - такова идея поэмы.
Кстати, на эту тему Миршакар написал пьесу, и постановка её пользуется большим успехом. Колхозники целыми сёлами выезжают в областные и в районные центры, чтобы посмотреть пьесу - сказку, на их глазах и их же усилиями ставшую реальной действительностью.
Свободно, плавно льётся повествование, заключённое в характерные для таджикской поэзии двустишия. Картины жизни чередуются с описаниями природы, дающими яркое представление о её богатстве и разнообразии.
Хороши картины природы в другой поэме Миршакара - «Непокорный Пяндж». Стремительно, как бурный поток, текут стихи, описывающие своенравную реку:
Со свежих склонов
Льётся ветерок,
Садов зелёных
Шевеля убор.
И мчит тесниной
Яростный поток
Напев старинный
Белоглавых гор.
Бушует Пяндж.
Неукротимый хор
Валов свирепых
Ломится в гранит.
Всей мощью водной
В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.