Ленин в Самаре

Б М Волин| опубликовано в номере №550, апрель 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

В анкете делегата X съезда РКП(б) В. И. Ленин на вопрос, какие он местности в России знает хорошо, ответил: «Лучше других Поволжье». А на вопрос в той же анкете об участии в революционном движении Владимир Ильич написал: «1892 - 1893. Самара. Нелегальные кружки с - д» (см. Ленинский сборник XX, стр. 50 - 51).

Своё первое революционное крещение В. И. Ленин получил в Казани, явившейся одним из важнейших первых этапов его революционной деятельности. Следующим этапом в начальном периоде революционной деятельности В. И. Ленина была Самара.

В первых числах мая 1889 года девятнадцатилетний Владимир Ильич Ульянов, исключённый из Казанского университета «за участие в беспорядках» и отбывший первую ссылку в Кокушкине, поселился на хуторе Алакаевском. Здесь Владимир Ильич вместе с семьёй провёл лето. Вокруг хутора лежало несколько деревень, бедных и разорённых. 24 помещика владели 23 283 десятинами, а 1877 крестьянским дворам принадлежало всего лишь на 18 десятин больше. Во всей волости не было ни одной школы, ни одного учителя. Жизнь на Алакаевском хуторе дала Владимиру Ильичу богатый материал для изучения положения крестьянства в такой типично крестьянской русской губернии, как Самарская.

В тиши алакаевского уединения Ленин продолжал напряжённую работу по изучению Маркса и Энгельса, по критическому разбору народнических произведений с марксистских позиций. Он продолжал также самостоятельные занятия по юридическим наукам, начатые в кокушкинской ссылке, готовясь к сдаче экстерном экзаменов за курс юридического факультета Петербургского университета.

Пребывание Владимира Ильича на Алакаевском хуторе, а затем в Самаре не прошло мимо внимания департамента полиции. Началась усиленная переписка самарских жандармов с Петербургом; каждый шаг Ленина, его связи с местными жителями, с казанскими друзьями и самарскими марксистами оказались под наблюдением полицейского «недреманного ока».

Поздней осенью Владимир Ильич переезжает в Самару, где живёт до августа 1893 года, только летом вновь возвращаясь в Алакаевку. Владимир Ильич появился в Самаре уже сложившимся, образованным, убеждённым революционером - марксистом. Вокруг него сразу же организуется первый кружок самарских марксистов.

Самара, где на нескольких мелких предприятиях работало всего лишь 2 тысячи рабочих, была после бурной студенческой и рабочей Казани для Владимира Ильича подлинной захолустной ссылкой. Но именно здесь развился ленинский гений.

Ульяновы вскоре поселились в квартире на углу Почтовой (теперь Рабочей) и Сокольничьей (теперь Ворошиловской) улиц. Здесь Владимир Ильич прожил свыше трёх лет, вплоть до своего отъезда в Петербург. В этом доме сейчас Дом - музей В. И. Ленина.

Обстановка квартиры, как вспоминают лица, часто бывавшие у Ульяновых в этот период, была простая и весьма скромная. У Владимира Ильича была своя небольшая комнатка, окна которой выходили на Почтовую улицу. В ней простая железная кровать, стол, стулья, этажерка с книгами. Прежде всего бросались в глаза письменный стол и книги, много книг. Рядом с произведениями Маркса лежали статистические сборники, многочисленные издания земской статистики, в которых отражалась, хотя неполно и слабо, тогдашняя экономическая, а в известной мере и политическая, действительность крестьянской России.

Владимир Ильич выглядел значительно старше своих двадцати лет. Он был крепко сложён, со свежим, румяным лицом, с едва пробивающимися усами и бородой, слегка вьющимися на голове рыжеватыми волосами, громадным лбом, острым и пристальным взглядом живых карих глаз. Жизнерадостный, умный и вдумчивый, Владимир Ильич с первого же знакомства располагал к себе.

Целыми днями и вечерами сидел Владимир Ильич в своей комнатке, овладевая общественно - политическими знаниями и юридическими науками.

Период жизни В. И. Ленина в Самаре в общественно - политическом отношении являлся одним из самых трудных. Правительство Александра III, по позднейшему определению Владимира Ильича, вело в то время «беспощадную борьбу со всеми и всяческими стремлениями общества к свободе и самостоятельности».

Вместе с тем это были годы, когда Л. Н. Толстой создавал свои великие произведения, М. Е. Салтыков - Щедрин опубликовал «Пошехонскую старину», А. П. Чехов - «Иванова», «Каштанку», «Палату № 6»; творил гений М. И. Сеченова, И. П. Павлова, К. А. Тимирязева; на основе роста промышленности рос и креп рабочий класс.

Между молодыми русскими марксистами, лишёнными каких бы то ни было малейших возможностей легальной пропаганды своих идей, и народниками, у которых были крупные журналы, произведения которых беспрепятственно печатались, шла глухая, прорывавшаяся на дискуссиях и в рефератах, идейная борьба по самым жгучим вопросам философии, экономики и политики. Над всеми этими вопросами главенствовал один основной вопрос: о сущности экономической действительности России, о судьбах её дальнейшего развития.

Это был труднейший период возникновения и упрочения в ожесточённых идейных боях теории и программы социал - демократии.

Либеральные народники 90 - х годов, отказавшись от революционной борьбы с царским правительством, проповедовали политику «малых дел», шли на примирение с царизмом, замалчивали классовую борьбу в деревне, выступали как выразители интересов кулачества. Широко пользуясь легальной печатью, они вели клеветническую кампанию против русских марксистов, всячески мешали распространению марксизма в России.

В. И. Ленин ясно понимал, что марксизм не может окрепнуть и завоевать ведущее место в рабочем классе и революционном движении России, не преодолев и не разгромив идейно народничество. Поэтому с первых же дней своего пребывания а Самаре - этой цитадели народничества - Владимир Ильич всецело отдаётся борьбе за торжество марксизма, воспитанию надёжных кадров революционных марксистов. В Самаре к приезду Ленина существовало несколько кружков, состоявших главным образом из революционно настроенной местной интеллигенции: учащихся фельдшерской школы, служащих железной дороги, школьных учителей и других. Так, кружок, которым руководил Алексей Павлович Скляренко, молодой организатор, отбывший заключение в петербургской тюрьме «Кресты», был народовольческим. Под влиянием Владимира Ильича Скляренко отходит от либерального народничества, переходит на позиции марксизма, становится другом и соратником Ленина. В кружке происходит раскол на народническую и марксистскую группы.

Решающий перелом в жизни кружков, в мировоззрении их участников наступил в результате новой для Самары как по форме, так и по содержанию революционной деятельности Владимира Ильича. Стал происходить постепенный поворот в общественной жизни Самары от народничества к марксизму.

Ленин в Самаре руководил идейной жизнью кружков, направлял их деятельность, расширял кругозор их участников, творчески откликался на многочисленные и существеннейшие вопросы тогдашней злобы дня, поражая слушателей своим глубоким знанием теории марксизма.

Ленин в этот период прочитал ряд нелегальных рефератов. В своих рефератах В. И. Ленин обнаруживал перед изумлёнными слушателями блестящее знание основных работ Маркса и Энгельса по первоисточникам, уменье применять марксизм к русской действительности, знакомство со всей общественно - политической и экономической литературой.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены