Календарь «Смены»

опубликовано в номере №550, апрель 1950
  • В закладки
  • Вставить в блог

«Санкт-Петербургской академии механик»

В 1772 году Лондонское королевское общество объявило международный конкурс на сооружение арочного однопролётного моста через Темзу длиной в 300 метров. По тем временам это был неслыханно смелый замысел. Самый крупный в мире деревянный мост имел пролёт всего в 60 метров, а о 300 метрах никто тогда и думать не решался. Необычайной сложностью задачи и объясняется то обстоятельство, что такая технически передовая страна, как Англия, вынуждена была прибегнуть к международному конкурсу. За проект моста был назначен огромный приз.

Между тем такой проект уже существовал. Ещё до объявления конкурса были готовы чертежи и даже построена модель однопролётного арочного моста длиной в 298 метров. Затем был построен и испытан новый, усовершенствованный вариант модели в одну десятую натуральной величины моста, представлявший собой подлинный шедевр строительной техники того времени. По отзыву знаменитого русского специалиста по мостостроению Д. И. Журавского, на этой модели «печать гения; она построена по системе, признаваемой новейшею наукою самою рациональною». Автор проекта впервые в мире применил теорию так называемого многоугольника, позже вошедшую в курсы теоретической механики.

Проект полностью отвечал всем конкурсным требованиям Лондонского королевского общества и, тем не менее, на конкурс не был представлен: мост предназначался не для Темзы, а для Невы. Создателем этого замечательного проекта был талантливейший русский конструктор Иван Петрович Кулибин.

Увы, великое творение гениального изобретателя не было осуществлено и на родине! Комиссия академиков, производившая испытание кулибинского моста, дала ему самую блестящую оценку, однако царское правительство и не думало строить мост. Модель приказано было «сделать приятным зрелищем публики, которая ежедневно во множестве стекалась удивляться оной». Модель так и была заброшена.

Такая же печальная участь постигла и ряд других выдающихся изобретений Кулибина. Судьба этого великого инженера сложилась поистине трагически.

Иван Петрович Кулибин родился 215 лет назад. 21 апреля 1735 года, в Нижнем Новгороде, в семье мелкого торговца мукой. Обучался он грамоте у дьячка по псалтырю и часослову. Отец Кулибина полагал, что этого образования вполне достаточно для карьеры мучного торговца, к которой готовил сына.

Но занятие торговлей не прельщало пытливого юношу. Он стал увлекаться механикой. Особенно заинтересовался он часами и открыл часовую мастерскую.

В 1767 году, после нескольких лет кропотливой работы, он создал удивительные часы: они отбивали не только полные часы, но и половины и четверти; каждый час раскрывались створки, и на миниатюрной сцене разыгрывалось целое театральное представление; в полдень часы играли гимн, сочинённый Кулибиным в честь императрицы Екатерины II. С создания этого уникального автомата и начинается творчество Кулибина.

Свои диковинные часы И. П. Кулибин преподнёс в дар Екатерине II. Императрица пообещала вызвать его в Петербург.

В 1769 году Кулибин переехал в столицу и был назначен «Санкт - Петербургской Академии механиком». В этой должности он проработал 30 лет.

Кулибин изготовлял и собирал сложнейшие физические и другие научные приборы и инструменты, которыми снабжал всю Россию. Но главной, хотя и неофициальной, обязанностью его было придумывать всякие забавные автоматы и фейерверки для увеселения императорского двора.

Должность придворного иллюминатора и декоратора весьма тяготила Кулибина. Он тяжело переживал спою трагедию, но старался и в этой сфере своей деятельности оставаться подлинным новатором и исследователем.

Вместе с тем он находил время и для серьёзных изобретений. Многогранность кулибинского творчества поистине поразительна: он занимается и строительной техникой, и транспортом, и связью, и сельским хозяйством. и химией. Кулибин создаёт прожектор, оптический телеграф, «водоходное машинное судно», способное плыть вверх по течению, механический протез ноги, механическую сеялку, машину для солеваренных заводов, пловучую мельницу и много других изобретений.

Однако прожектор, или «кулибинскнй фонарь», предназначавшийся автором прежде всего для практических целей, использовался в качестве светового эффекта на балах и карнавалах. Проект семафорного телеграфа и оригинальный код для передач просто были преданы забвению, а спустя 40 лет правительство Николая I заплатило 120 тысяч рублей иностранцам за худший вариант оптического телеграфа. Кулибинскнй «водоход» был продан на слом...

Изобретения и технические идеи Кулибина шли далеко впереди его времени.

По образному определению В. Г. Короленко. Кулибин был человеком, слишком поторопившимся явиться на свет.

Огромное дарование Кулибина натолкнулось на каменную стену отсталости общественного строя крепостнической России, на косность и продажность царских чиновников, раболепствовавших перед иностранщиной. Человек необычайной пытливости ума и широкого размаха, подлинный новатор, Кулибин вынужден был растрачивать свой талант на выдумывание всяких ракет и фейерверков; горячий патриот, выходец из самых недр народа, он мечтал о творчестве на пользу народу, родине, а его заставляли устраивать забавы для двора и знати: автор нескольких десятков крупных изобретений, каждое из которых должно было принести ему мировую славу, он окончил свои дни в изгнании, в жестокой нужде, забытый и покинутый теми, кто раньше перед ним заискивал...

В 1801 году Кулибин неожиданно получает отставку. Его, попросту говоря, выжили из Академии и из Петербурга. Кулибин возвращается в Нижний Новгород. Какими бы благовидными предлогами ни прикрывали царедворцы отставку и отъезд Кулибина, по существу это была ссылка.

Но и вдали от Петербурга, без квалифицированных механиков, без необходимых приспособлений и инструментов, старый и больной Кулибин по - прежнему продолжает творить. Он шлёт свои проекты всесильному Аракчееву, президенту Академии графу Разумовскому, царю, но все его письма бесследно исчезают в пучинах бюрократических канцелярий. Так погибли один за другим грандиозные технические проекты великого русского творца - новатора, учёного и инженера.

Умер Кулибин абсолютно нищим. Его не на что было даже похоронить. Пришлось для этого продать часы из дому и занять денег у знакомых.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены