Архиепискол Сан-Сальвадора Оскар Арнульфо Ромеро написал письмо президенту США Картеру. Обеспокоенный судьбой своего народа, стонущего под гнетом преступной хунты, глава сальвадорской церкви писал: «Помня, что Вы христианин и что Вы высказали намерение защищать права человека, я решаюсь изложить Вам свою пастырскую
точку зрения...» Архиепископ просил не посылать нового американского оружия хунте, не направлять в многострадальную страну специалистов по карательным операциям, дать сальвадорцам возможность самим решить свою судьбу Оскар Арнульфо Ромеро был убит в церкви во время богослужения. Ровно через пять недель после своего письма... Политический террор против инакомыслящих во все времена был неизменной приметой мира капитала. И во все времена прочное лидерство в позорном процессе эскалации террора занимали США.
Вспомним трагедию Сакко и Ванцетти. Расизм и антикоммунизм – вот имена их убийц. «В Штатах хорош тот, кто богат, если даже он вор и отравитель, – говорил в зале судилища Ванцетти. – Америку называют страной свободы, но ни в одной другой стране человек не испытывает такого страха перед другим человеком, как здесь. Говорить о свободе в Америке можно лишь в насмешку... Всю свою жизнь я боролся против преступления, которое санкционируют официальная мораль и официальное право, – эксплуатации человека человеком. И в этом единственная причина, почему я признан виновным».
Пройдут десятилетия, и Мартин Лютер Кинг, мужественный и благородный человек, борец за гражданские права соотечественников-негров, попросит написать на своем могильном камне слова: «Свободен, свободен, наконец-то свободен». Их напишут – после убийства Кинга. Какого по счету политического убийства истории США?
Пуля – за цвет кожи. Пуля – за религиозным убеждения. Пуля – за политические взгляды. Пуля, полицейская дубинка, тюремная камера – как «аргумент» в пользу общественной системы, лишенной будущего. Террор в собственной стране, попытки террора глобального – с помощью авианосцев, стратегических бомбардировщиков, ракет. ЦРУ приговаривает к смерти президентов – чужих, а иногда и своих; госдепартамент содержит кровавых тиранов, истязающих народы... Это конкретная практика современного империализма.
«Соединенные Штаты Америки – маяк свободы и прав человека», – заявил недавно Картер профсоюзным делегатам. «Свобода» в Сальвадоре? Она держится на американских долларах и американских штыках. Как и в Чили. Как и в Парагвае. Как и в Южной Корее. И еще во многих точках планеты.
Политический террор в разных его формах и проявлениях – это будни капиталистического мира. Телетайпы отстукивают сообщения о новых и новых политических преступлениях – из стран Латинской Америки, из ЮАР и Намибии, из Италии... Террор – зловещая болезнь, метастазы которой проникли во все сферы жизни общества без будущего...
«Десятилетие беззакония», «десятилетие террора» – так говорят в Ольстере о времени, когда протестантские экстремисты, которым покровительствуют британские войска, развязали против католического меньшинства войну на уничтожение.
Один из небольших районов Белфаста – Шорт-Стренд. Десять лет назад в нем проживали восемь тысяч католиков. Сегодня – лишь четвертая часть. Остальные бежали из этого населенного в основном протестантами района за реку, в относительно безопасную западную часть Белфаста. Они сделали это после того, как их дома были сожжены, их дети подверглись нападению или кто-то из членов семей был убит. Только в Шорт-Стренде около сорока католиков стали жертвами убийц.
Вот кровавая хроника, продолжающаяся изо дня в день...
Страшно изуродованное тело было обнаружено в реке Лаган. Удалось опознать Джона Макмахона, католика. В последний раз Макмахона видели живым в тот момент, когда его допрашивали в полицейском участке.
Неизвестным, ехавшим на велосипеде, был убит Марк Макгрейн католик. Полиция заявила, что его убил кто-то вышедший вслед за ним из помещения клуба, иными словами, пытались представить убийство как следствие ссоры между двумя католиками. Один из обитателей Шорт-Стренда с горьким сарказмом заметил: «Удивительно как это еще полиция не додумалась до того, что он застрелил себя сам, выбросил оружие и уже только потом решил скончаться...»
Пол Маккрори и Мариус О'Нил (обоим было по 23 года) возвращались домой, когда на Томпсон-стрит по ним открыли огонь. Стреляли из автомобиля, промчавшегося мимо. Прибытия полиции пришлось ждать достаточно долго, хотя полицейские казармы «Маунт Поттингер» находятся совсем рядом...
Не раз уже подтверждались подозрения, что полиция и армия тесно сотрудничают с полувоенными формированиями протестантских экстремистов, снабжая их, например, фотографиями и адресами католиков, намеченных в качестве очередных жертв.
Католические гетто Белфаста – адрес смерти. Смерти, которая приходит днем и ночью – пока а Лондоне идут разговоры о «порядке», «законности», «гражданских правах»...
«ТАЙМ АУТ», Великобритания
В последние годы в Западной Европе все громче заявляют о себе «серые волки». Эта террористическая организация турецких фашистов запрещена у себя на родине, но продолжает действовать под видом «культурных клубов» и «союзов идеалистов». На ее счету более 1000 политических убийств. Организация провозгласила своей целью борьбу за идеи «пантюркизма», под которым подразумевается создание «Великотурецкой империи». Эта «империя», кроме современной Турции, должна включать в себя часть территории СССР, Ирака и Сирии. Для этого, считают турецкие шовинисты, в первую очередь необходимо разгромить демократическое движение как в самой Турции, так и среди турок, живущих за рубежом.
Зарубежная деятельность «серых волков» наиболее активна в ФРГ и Западном Берлине, ибо здесь отношение к ним более чем благосклонное. Как сказал один из «волков», Орхан Енанн, «многие бургомистры на нашей стороне». Главарь турецких фашистов Альпарсан Тюркес беспрепятственно организовал тысячное сборище своих сподвижников, на котором бросил клич: «Убивай коммунистов!» И в городах Рюссетлхайм, Бремен, Хамм и Боппард произошли массовые избиения турецких демократов. Власти ничего не предприняли против фашистов. В Западном Берлине более двухсот «волков», вооруженных резиновыми дубинками и кольями, устроили охоту на «левых предателей родины».
В 9-м номере читайте о Верховном канцлере Российской империи в годы правления Елизаветы Петровны Алексее Петровиче Бестужеве-Рюмине, о нелегкой, драматической судьбе первого российского посла в Афганистане Ивана Викторовича Виткевича, о Надежде фон Мекк – женщине, видевшей смысл своего существования в музыке Петра Ильича Чайковского, о жизни и творчестве Квентина Тарантино, окончание остросюжетного романа Андрея Дышева «Троянская лошадка» и многое другое.