Минуты озаренности

Борис Лавренюк| опубликовано в номере №1128, май 1974
  • В закладки
  • Вставить в блог

«ЖИЗНЬ - ЦЕПОЧКА ОТКРЫТИЙ, И НАЧАЛО ЕЕ - ЭТО ВЫБОР ДОРОГИ.

ТЫ ПРИДЕШЬ, ЧАС ИСКАНИЙ, ТЫ НАСТУПИШЬ, МГНОВЕННОСТЬ РЕШЕНЬЯ. И ОТПРАВИТСЯ МОЛОДОСТЬ В ПУТЬ ОТКРЫВАТЬ НОВЫЙ КРАЙ, СЛУШАТЬ НОЗЫЕ РИТМЫ ЭПОХИ. ДОБЫВАЯ ЗАРЮ, МОЛОДЫЕ ОТКРОЮТ СЕБЯ».

Этими словами начинается новый одноактный балет «Озаренность» на музыку Александры Пахмутовой, поставленный в Большом театре. Да, он начинается не с музыки: вместо оркестрового вступления мы слышим голос поэта Николая Добронравова, читающего свои стихи. И эти строки, их смысл определяют характер танца главных героев. Дуэт в исполнении Нины Сорокиной и Александра Годунова - завязка действия, следующие сцены, как они были означены в репетиционном плане балетмейстеров - постановщиков, - «Сбор в дорогу», «Перепляс», «Путешествие», «У костра», «Размышление героя», «Воспоминание героя и труд».

Балет «Озаренность» обязан своим появлением энтузиазму большого коллектива. Каждый раз, когда рождается новый спектакль, в театре возникает ансамбль единомышленников, причастных к сотворению еще одного произведения искусства: они объединены общим настроением, общей целью, общими заботами. Рабочее название этой постановки - «Комсомольская стройка». Осуществляя ее, балетмейстеры Наталья Рыженко и Виктор Смирнов - Голованов хотели выразить свое восхищение советской молодежью, ее трудовыми подвигами.

Исполнители готовили этот спектакль в свободное время, в перерывах между обязательными уроками, репетициями и выступлениями. Конечно, не все стартовавшие пришли к финишу, у кого - то не хватило сил и внутренней дисциплины, кто - то засомневался в успехе. Право на премьеру получили самые упорные, самые заинтересованные, самые настойчивые. «Озаренность» была для них не только школой мастерства, но и хорошей проверкой сил и возможностей, правильности выбранного пути. Большинство из участников спектакля - недавние выпускники хореографического училища, первый или второй сезон работающие в Большом театре. Их не мог не увлечь пример Нины Сорокиной и Александра Годунова, на которых лежала особая ответственность - и за повседневную работу в ведущих партиях своего основного репертуара и за судьбу «Озаренности», где они были единственными исполнителями главных ролей.

«КАЖДЫЙ ХОЧЕТ БЫТЬ ПЕРВЫМ - В РАБОТЕ, В ЛЮБВИ, В ПЕРЕПЛЯСЕ. НЕОТВЯЗНО И ДЕРЗКО ЗВУЧИТ, КАК ВЕСЕННИЕ КАПЛИ ДОЖДЯ: КТО КОГО! КТО КОГО! КТО КОГО!

ДИКОВАТЫЕ РЕКИ СМОЛИСТОГО ХМУРОГО КРАЯ, ПРИЛАСКАЙТЕ РЕБЯТ! (ВЫ - ТО ЗНАЕТЕ: ТРУДНОСТИ, БОЛЬ И БОРЬБА - ВПЕРЕДИ). А ПОКА... ТИХО ЛОДКИ ПЛЫВУТ В СИНЕВУ. ЮНЫМ КАЖЕТСЯ: ВСЕ НА ПЛАНЕТЕ ВОЗМОЖНО.

ВПРОЧЕМ, РАЗВЕ НЕ В ЭТОМ ПЬЯНЯЩАЯ ЮНОСТИ СИЛА - ВЕРИТЬ В ТО, ЧТО ДЫХАНЬЕМ СОГРЕЕШЬ ПРОМЕРЗШИЕ НЕДРА, ЧТО НЕ СПИЧКАМИ - ПЕСНЕЙ ЗАЖЖЕШЬ СРЕДЬ ВЫСОКИХ МЕТЕЛЕЙ КОСТРЫ!»

Нина Сорокина накануне премьеры дебютировала в балете «Каменный цветок» Сергея Прокофьева, выступив в партии Хозяйки Медной горы. На следующий день зрители увидели ее уже в «Озаренности». Станцевать подряд два разноплановых спектакля ей позволили замечательные артистические данные, отличная физическая форма и, конечно, опыт, Нина Сорокина не в первый раз создает на сцене образ современницы. Достаточно вспомнить хотя бы спектакль «Геологи» Николая Каретникова, где она исполняет одну из центральных партий.

А вот для Александра Годунова «Озаренность» - первая встреча с современным героем. После «Лебединого озера», «Дон - Кихота», «Анны Карениной», «Кармен - сюиты» он в «Озаренности» показал на сцене образ молодого вожака, привлекающего своей искренностью, убежденностью, чистотой.

«ТЫ ВГЛЯДИСЬ, ТЫ ВГЛЯДИСЬ В КОЛДОВСКИЕ ГЛАЗА ЭТИХ РЫЖИХ ТАЕЖНЫХ ТАНЦОРОВ... ЧТО ПРИГРЕЗИЛОСЬ НЫНЧЕ ТЕБЕ! МОЖЕТ, ОБРАЗ ДАЛЕКОЙ ЛЮБИМОЙ!»

Эти строки поэт Николай Добронравов написал, побывав на репетиции спектакля. Таким образом, танец стал импульсом поэтического творчества, а затем строки стихов с той же эмоциональной силой воздействовали на непосредственных создателей спектакля. Возник эффект обратной связи, характерный для большого искусства, к какой бы сфере оно ни принадлежало. Это было предопределено тем, что в основе балета лежала яркая музыка Александры Пахмутовой - ее Концерт для симфонического оркестра, дополненный по просьбе балетмейстеров большим лирическим адажио. Сочинение Пахмутовой захватило хореографов своей свежестью, мелодичностью, мягкостью интонаций. А найти нужное решение им помог не только сценический опыт, но и личные впечатления от встреч со смелыми и мужественными людьми, преображающими сибирский край, - нефтяниками Тюменской области, студентами и учеными Новосибирского академгородка.

«ДАЙ, ЛЮБИМАЯ, ДАЙ МНЕ УВИДЕТЬ ТЕБЯ. ПРИЛЕТИ ХОТЬ ПИСЬМОМ, ХОТЬ ВИДЕНЬЕМ, ХОТЬ ХРУПКОЙ НАДЕЖДОЙ. ДАЙ МНЕ КРЫЛЬЯ ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ, ДАЙ МНЕ МУДРОСТЬ ПОВЕРИТЬ СЕБЕ И ПОЙМИ:

ВСЕ, ЧТО КАЖЕТСЯ ЗЫБКИМ СЕЙЧАС, ПРЕВРАЩАЕТСЯ В ВЕЩЕЕ, ВЕЧНОЕ И СТАНОВИТСЯ СТРОЙКОЮ, СОЛНЦЕМ, БОГАТСТВОМ СТРАНЫ.

ТАМ, ВДАЛИ, ЗА ГОДАМИ ИСКАНИЙ НАЧИНАЕТ ПУЛЬСИРОВАТЬ СВЕТ. МОЖЕТ БЫТЬ, ЭТО ПЕРВЫЕ ЗОРИ СВОИ ОТДАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ ЗЕЙСКАЯ ГЭС, МОЖЕТ БЫТЬ, ЗА НЕЯСНЫМ ЕЩЕ ГОРИЗОНТОМ ЭТО ВСПЫХНУЛИ НОВЫЕ ЗВЕЗДЫ БАЛЕТА...»

Всего 20 минут идет новый балет, но запоминается он надолго. Нет сомнения, что «Озаренность» - это, безусловно, большая удача молодых артистов, посвятивших свою работу XVII съезду ВЛКСМ и 50 - летию комсомольской организации Большого театра.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Люфт

Приглашаем к спору