Но не только газ и нефть – пассажиры трубопроводного транспорта. Уже действует аммиакопровод Тольятти – Одесса. Это уникальное инженерное сооружение протяженностью более 2400 километров способно доставлять ежегодно потребителям в РСФСР и на Украине 2,5 миллиона тонн ценного удобрения. Работает в нашей стране и ряд этано- и этиленопроводов. Выполнен технический проект углепровода из Кузбасса в Новосибирск. Разрабатываются пневмоконтейнерные системы, трубопроводные поточно-контейнерные линии. Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности Борис Евдокимович Щербина считает, что использование трубопроводов для транспортировки твердых материалов имеет большое будущее.
«Уверен, – говорит он, – что рано или поздно этот вид транспорта придет и на село. Мы много теряем при перевозке урожая. На осеннюю пору приходится пик сразу нескольких видов работ. Не хватает людей, транспорта. В то же время автомобили простаивают в очередях на элеваторах и приемных пунктах. Потом хлеб отсюда отгружают на мельничные комбинаты, хлебозаводы. Сплошные перегрузки. А ведь трубопровод мог бы взять весь этот поток на себя. По нему можно передавать и зерно и муку. По нему же в обратном направлении, на село, можно было бы подавать удобрения, промышленные и продовольственные товары».
Это, конечно, завтрашний день трубопроводного транспорта. Но уже и сейчас экономический эффект от его внедрения составляет десятки миллиардов рублей в год.
Напомним читателю, что с осуществлением программы магистрального строительства в одиннадцатой пятилетке доля трубопроводного транспорта во всем грузообороте страны превысит его треть. То есть каждая третья тонна перевозимого груза совершит путешествие под землей в стальных трубах.
Чтобы нарастить такую мощь, Миннефтегазстрою в одиннадцатой пятилетке предстоит проложить примерно 60 тысяч километров магистральных трубопроводов, из них около 40 тысяч километров газопроводов. И тогда общая протяженность системы дальних трубопроводов в СССР приблизится к 300 тысячам километров. Вдумайтесь в эту цифру! Страна, которая вступила в эру дальнего трубопроводного транспорта всего около трети века назад, располагая менее чем двумя тысячами километров дальних трасс, ныне создала такую гигантскую сеть подземных артерий, которой можно почти восемь раз опоясать землю по экватору.
Центральные стройки пятилетки – шесть крупнейших трубопроводов Западная Сибирь – Центр, а также экспортный – Западная Сибирь – Западная Европа. Сооружение невиданной в мире системы газовых магистралей в разгаре. Первым введен в действие досрочно, в честь XXVI съезда партии, газопровод Уренгой – Грязовец – Москва. И что примечательно: в год сдачи в эксплуатацию он выведен на проектную мощность. Линейная часть второго газопровода, Уренгой – Петровск, была закончена на три месяца раньше запланированного срока, а третьего, Уренгой – Новопсков, – на четыре месяца.
Ныне главная точка приложения сил – трасса экспортного газопровода Уренгой – Ужгород.
Но вернемся в центр Москвы, в здание на Октябрьской площади. Здесь главный штаб отрасли, необходимый экскурс в историю и сегодняшний день которой мы только что совершили. Штаб – это прежде всего центр стратегии и тактики строительства, командный пункт строек топливной энергетики, скрупулезно учитывающий все, чем живет каждая из них, что требует для непрерывного продвижения вперед; каждодневно знающий местонахождение сотен судов, тысяч вагонов, автопоездов, армад самолетов и вертолетов, перевозящих грузы, технику, бригады. Впрочем, штаб не только определяет формы и методы самых экономичных и эффективных путей достижения поставленной цели, но прежде всего анализирует, сопоставляет, делает выводы, дает приказы-рекомендации, советуется с институтами и конструкторскими бюро, новаторами и передовиками.
Говорят, все сегодня начинается с информации. Более тысячи полевых радиостанций, сотни телетайпов, десятки тысяч километров воздушных, кабельных и радиорелейных линий день и ночь, пересекая параллели и меридианы, часовые пояса, несут на крыльях электрических импульсов в уже знакомое нам здание непрерывный поток производственных сообщений.
Каждое утро на рабочие столы министра, его заместителей, членов коллегии, руководителей главных управлений ложится оперативная сводка центрального диспетчерского отдела. В ней в цифрах и фактах представлены все основные события, происшедшие за сутки на каждой из многочисленных рабочих площадок. Заметьте – на каждой!
Стало традицией, что сводка открывается сообщением о добыче газа. У непосвященных может возникнуть вопрос: так ли уж нужны строителям оперативные данные о результатах работы специалистов совсем другого министерства – Мингазпрома? Но ведь стройка не самоцель. Ее ведут для того, чтобы умножить мощь газовых потоков. Вот почему темпы добычи служат как бы своеобразным катализатором работы строителей.
Рядом с десятизначными цифрами добычи газа – данные и о погодной ситуации, вплоть до дневных температур в центрах регионов, и об объемах выполненных строительно-монтажных работ на трассах, и о размере освоенных капитальных вложений на сооружении промысловых объектов, компрессорных станций, и о пуско-наладочных работах, и о поставке материалов.
Бескрайний океан информации, и для того, чтобы выбрать наиболее существенное и главное, не метаться беспомощно по его волнам, обобщенные данные обретают четкую математическую обоснованность в главном информационно-вычислительном центре, прокручиваются на ЭВМ, чтобы затем воплотиться в решения и приказы.
И не зря руководитель центрального диспетчерского отдела Геннадий Сергеевич Чесноков определяет роль диспетчеров как специалистов, выдвинутых далеко за передний край стройки. Они, выражаясь военным языком, осуществляют глубокую разведку перед генеральным наступлением... И, разумеется, как для всякого разведчика, для диспетчеров необходимы не только быстрота реакции и четкость действий, но и глубокое знание дела, которому служишь. В диспетчерском отделе Миннефтегазстроя работают опытнейшие инженеры. Сам Геннадий Сергеевич около тридцати лот трудится на стройках топливной энергетики. Прошагал, можно сказать, по всем ступеням служебной иерархии в управлениях и трестах, прокладывал нефтяные и газовые трассы в Татарии, на Севере и на Урале. В общем, поколесил по стране, набрался опыта. Именно хорошее знание строительных и эксплуатационных дел, умение найти общий язык с генподрядчиком и заказчиком, инженерный подход к организации работ, способность осознать критическую ситуацию и сделать надлежащие выводы, а если того требует обстановка, пойти на известный риск, и позволяют Г. Чеснокову справляться с нелегкой работой у главного диспетчерского пульта министерства.
Мобильное подразделение строительной разведки не случайно действует в составе главного производственно-распорядительного управления. Именно здесь импульсы информации, слагаясь вместе, образуют надежный фундамент оперативного руководства, становятся основой предвидения, а стало быть, грядущего наступления почти четырехсоттысячной армии строителей.
Главная цель работников управления – правильно распорядиться материально-техническими ресурсами, четко организовать взаимодействие сотен подразделений отрасли и смежных ведомств.
...Мы уже познакомились с Г. Чесноковым. Большинство министерских руководителей, как и он, прошли большой трудовой путь. Непосредственно стройка стала для них точкой отсчета в служебной карьере.
И вот тут-то, употребив столь неоднозначное по восприятию разными людьми слово «карьера», так близко стоящее к звучащему негативно «карьеристу», хочется попросить у читателя небольшой тайм-аут и заглянуть в самое содержание этого понятия. Словарь иностранных слов трактует его так: «Успешное продвижение вперед в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности». Как говорится, комментарии излишни. Известный поэт сказал так: «Итак, да здравствует карьера, когда карьера такова, как у Лассаля и Пастера, Шекспира и Толстого Льва!»
Именно карьера, то есть «успешное продвижение вперед», позволила многим талантливым инженерам стать министерскими работниками. А до революции высокие министерские посты предоставлялись чиновникам не столько в силу личных заслуг, сколько в зависимости от происхождения, протекции. Иными были министерские чиновники.
И опять столкнулись мы со словом, для толкования которого нам придется обратиться к авторитету справочной литературы. В Советском энциклопедическом словаре на 1508-й странице слово «чиновник» определяется так: «В России государственный служащий, имевший определенный классный чин по табели о рангах. Высшие чиновники неофициально назывались сановниками. В широком смысле – название и низших государственных служащих, не имеющих чинов».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.