Октябрьская площадь столицы. Сверкающее многоэтажьем окон белокаменное здание, похожее на поставленную узкой гранью гигантскую спичечную коробку. У подъезда автомашины всевозможных марок: от комфортабельных «Чаек» до работяг-вездеходов «уазиков» – с московскими и иногородними номерными знаками. Многолюдье у многостворчатых дверей. На фасаде четкие металлические строки: «Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР».
С первых шагов в этом большом деловом доме невольно охватывает чувство, будто здесь каким-то чудесным образом сместились все общепризнанные понятия времени и пространства. В любом рабочем кабинете – будь то на пятом или шестом этаже, где разместились министр и его заместители, на седьмом этаже и в отдельном флигеле, которыми владеют главное производственно-распорядительное управление с диспетчерской службой и операторами главного информационно-вычислительного центра, на пятнадцатом этаже, в комнатах главка механизации работ – в общем, везде, во всех 30 управлениях в один и тот же день вы ощутите дыхание приполярной тундры и зной среднеазиатских пустынь, услышите шум уральских лесов и рокот карпатских рек...
Впрочем, стоп! А не воспримут ли люди, о делах которых мы поведем речь, с изрядной долей иронии столь романтические определения масштабности работы министерства? Здесь не привыкли оперировать эмоциями и эпитетами. Здесь основной аргумент цифра и факт.
Поэтому и мы в своем рассказе, может быть, даже с некоторым ущербом для его занимательности, давайте отдадим должное этим двум китам века НТР – Их Величествам Цифре и Факту.
Прежде всего напомним, что Миннефтегазстрой – единственная в своем роде трубопроводостроительная фирма на нашей планете. Ни в США и Канаде, ни в странах Ближнего и Среднего Востока, ни у шельфов Средиземного и Северного морей, где также ведутся крупномасштабные работы по прокладке магистральных трубопроводов, нет не только аналогичных министерств, но даже концернов или консорциумов, которые могли бы сравниться с Миннефтегазстроем по объемам и программам работ. За десять лет своего самостоятельного существования (до этого строительно-монтажные организации входили в Главгаз СССР, затем в Министерство газовой промышленности) Миннефтегазстрой стал не только уникальной строительной фирмой, но и обрел такую структуру, которой не располагают другие специализированные министерства страны.
В отрасли имеются свои крупные машиностроительные заводы по производству, обслуживанию и ремонту специальной техники, выпуску железобетонных, металлических и деревянных конструкций, комплектных зданий для жилых городков, конструкций и изделий промышленного комплектно-блочного строительства. В министерстве занимаются научными разработками, конструированием машин и механизмов, новых материалов, созданием спирально-шовных труб, исследуют пути совершенствования хозяйственного механизма. В отрасли имеется своя крупная медицинская служба, которую представляют полторы тысячи медиков.
Во имя чего же создано столь огромное и разностороннее хозяйство?
Каждый день в кухонных очагах большинства наших домов и квартир вспыхивают огоньки газовых горелок. Свыше 200 миллионов советских людей ныне пользуются газом в быту. Но служба природного топлива в экономике страны этим далеко не исчерпывается.
Цемент в бетонных плитах и конструкциях, поступающих на стройки страны, получен в обжиговых печах, где пылает жаркое газовое пламя – с его помощью производится две трети цемента. Электрическая люстра в квартире вспыхивает ярким светом также благодаря газу. Это он вызвал потоки энергии в турбинах ГРЭС и ТЭЦ. Газ выплавляет металл – до 93 процентов чугуна и стали, он родоначальник хорошо всем известного семейства пластмасс, смол, искусственных тканей.
Свежая булка, поданная к утреннему чаю, – и она обязана своим рождением газу. Не только потому, что ее выпекли на его пламени. Зерно, из которого выпечена булка, выращено с помощью удобрений, выработанных из газа. Именно при его участии ныне производится 98 процентов удобрений.
Универсальная служба газа имеет колоссальное значение для всего народного хозяйства страны, впрочем, как и поистине богатырская роль нефти, старшей сестры природного газа в топливно-энергетическом балансе страны, формировании базы химической индустрии с ее неисчерпаемой гаммой продуктов.
Но вот еще цифры, достойные размышления. Ныне промысловики страны выдают «на-гора» несколько миллионов тонн нефти и несколько миллиардов кубометров природного газа ежемесячно. Если бы всю эту массу углеводородного сырья доставлять потребителям обычными видами транспорта – наземным, водным, воздушным, вряд ли это пришлось бы им по силам. Выручает всепогодный, к тому же и самый дешевый трубопроводный транспорт.
Надо сказать, что великий русский ученый Д. И. Менделеев еще в семидесятых годах прошлого столетия обосновал принципы строительства трубопроводов и доказал их решающее преимущество перед другими видами транспорта. А талантливый русский инженер В. Г. Шухов несколькими годами позже спроектировал и построил первый отечественный нефтепровод от Балахны до Баку.
Сегодня его «выходные данные» могут вызвать улыбку: длина – меньше 10 километров, а диаметр труб – 76 миллиметров, чуть тоньше руки (для сравнения тут же укажем, что на большинстве современных магистральных трубопроводов используются трубы 1420-миллиметрового диаметра, чуть ли не в рост человека).
Тогда же, в 1878 году, это была вершина инженерной мысли.
Однако в царской России трубопроводы вынуждены были разделить судьбу многих других технических новшеств – строительство их шло медленно и ни о какой сколь-нибудь серьезной конкуренции трубопроводного транспорта той же железной дороге говорить не приходилось. И только после Октябрьской революции наступила новая эра для отечественного трубопроводостроения.
17 марта 1920 года работники отрасли по праву считают днем ее рождения. В тот день В.И.Ленин подписал постановление Совета Рабочей и Крестьянской Обороны «О сооружении нефтепровода от Эмбинского нефтяного района до Саратова».
В архивах сохранились старые фотографии. Волы, запряженные в повозку с трубами... Верблюд, тянущий поставленную на колеса бочку с битумом для изоляции... Наконец, первый трактор-трубоукладчик, похожий на муравьишку рядом со своими сегодняшними собратьями... Но тем не менее наращивали свой километраж советские трубопроводы. Владимир Ильич Ленин внимательно следил за каждой такой стройкой. Выступая на X съезде партии, он говорил: «...Вы читали в газете об открывающемся нефтепроводе Баку – Тифлис? Вы прочитаете скоро о таком же нефтепроводе до Батуми. Это даст возможность доступа к мировому рынку. Дело сводится к тому, чтобы улучшить наше экономическое положение, усилить техническое оборудование нашей республики, увеличить количество продуктов, количество предметов продовольствия и потребления для наших рабочих».
Собственно говоря, в наши дни – разумеется, в несравненно больших масштабах – смысл строительства любого трубопровода определяется этими же ленинскими словами.
Вряд ли найдется человек, который не видел бы железнодорожных цистерн с нефтью. Их составы порою кажутся нескончаемыми. Но, представьте себе, только ничтожная часть «черного золота» перевозится по железной дороге. 95 процентов добываемой в стране нефти доставляется с месторождений к потребителю подземными магистралями. А заботы по транспортировке газа трубопроводы взяли на себя полностью.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.