Мингечаурцы

Г Осипов| опубликовано в номере №630, август 1953
  • В закладки
  • Вставить в блог

Сабир Гусейнов родился и вырос на берету Аракса. Эта бурная речка, извиваясь по горным кручам, подходила к пограничному селению. Здесь, на родине Сабира, она делала крутой поворот, унося свои мутные воды к Куре.

Особенно бушевал Аракс во время паводка. Правда, возведённая колхозниками дамба мешала реке проявлять свой характер. Зато на той стороне границы, где виднеются иранские сёла, Аракс причинял крестьянам большие бедствия: сносил дома, уничтожал сады, огороды.

- Наверное, нет реки стремительнее нашего Аракса, - сказал как - то Сабир товарищам.

- Наивный ты человек, - ответил один из них, Надир. - Посмотрел бы ты на Куру...

В селении знали, что отец Надира - знатный экскаваторщик на строительстве Мингечаурской гидроэлектростанции; он преграждает путь коварной Куре, чтобы создать большое водохранилище и поставить водную энергию на службу народному хозяйству.

К тому времени - это было весной 1951 года - в Азербайджане не было района, который не послал бы своих представителей на всенародную стройку в Мингечаур. Центральный комитет комсомола республики обратился к молодым колхозникам с призывом создавать молодёжные бригады для участия в строительстве самой крупной в Европе плотины и мощной гидростанции.

Весной, когда закончились выпускные экзамены в школе, Сабир твёрдо решил ехать учиться и работать в Мингечаур.

Полуторатонная машина, на бортах которой были большие белые буквы «МГЭС», долго мчалась по степным дорогам. Впереди вырисовывалась горная цепь Боз - Дага. Где - то там, у подножья этих серых гор, находилась стройка.

Мингечаур - новый город строителей, выросший на месте выжженной солнцем пустыни, - поражал приехавших стройными линиями красивых улиц, белыми домами из камня, зелёными заслонами садов и скверов. В наиболее тихой части города, в глубине большого парка, виднелись длинные одноэтажные корпуса. Это и была Мингечаурская школа ФЗО. Большинство экскаваторщиков, машинистов, гидромеханизаторов, строящих сегодня Мингечаур, - её воспитанники.

Новички, разместившиеся в просторных комнатах общежития, с нетерпением ждали дня, когда они предстанут перед приёмной комиссией. В ожидании этого они ежедневно отправлялись на строительные участки, поражаясь размаху стройки, и с любопытством наблюдали за чудесными механизмами, при помощи которых углублялся котлован и возводилась плотина. Особенность этой плотины заключалась в том, что она строилась не как обычно, эстакадным методом, а путём намыва.

Механизаторы внимательно следили за тем, чтобы грунт укладывался равномерно, чтобы не попадала в него вязкая глина, чтобы не было провалов в теле плотины, которая должна выдерживать напор стремительных вод Куры.

Работы по намыву плотины проводил сравнительно небольшой коллектив механизаторов. Всё делали машины - экскаваторы, земснаряды, бульдозеры, мониторы, компрессоры, автомашины. На соседних участках монтировались ротор генератора ГЭС и водоприёмник.

С первых дней приезда в Мингечаур Сабир подружился с Борисом Кирмизашвили и Артюшем Атабековым. Он успел также познакомиться и с экскаваторщиками и с машинистами, а однажды забрался даже к верхолазам, монтирующим детали турбины.

Сабир, степенный, неторопливый, присматривался ко всему внимательно, по - деловому. Он подолгу стоял у машин, терпеливо выслушивал объяснения.

И вот все трое - Сабир, Борис и Артюш - стоят наконец перед приёмной комиссией.

- Какую профессию хотел бы избрать Сабир Гусейнов? - спросил председатель, директор школы, с удовлетворением рассматривая характеристики юноши, выданные школой и правлением колхоза.

- Прошу определить меня в экскаваторную группу.

- А Атабеков? - поинтересовались члены комиссии.

- Хочу быть экскаваторщиком! - бойко ответил Артюш.

- Может быть, Борис Кирмизашвили избрал другую профессию? - улыбаясь, спросил директор.

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены