— Верочка Логиновна! — встрял и Казыдло. — Вы же знаете, что про наш театр пишут, даже местная газета обнаглела. У Аркадия Исаевича такой замысел! На Госпремию тянет!
Вера Логиновна задумалась. За двадцать лет работы с творческими кадрами она с ними так и не разобралась окончательно.
— Ну, допустим, — сказала она наконец. — А кто сможет указать незримую грань между добрым юмором и насмешкой, дружеским шаржем и карикатурой, критикой и оголтелым критиканством?
— Вы сможете, Вера Логиновна. — твердо сказал Казыдло. — Мы вам верим и на вас надеемся.
— У вас есть что-нибудь конкретное?
— Есть, — сказал Славянский и протянул бумагу. — Пьеса вам известная — «Скажу всю правду», а это список лиц, которых мы собираемся задействовать в качестве прототипов...
Вера Логиновна углубилась в список.
— Ерофея Павловича вы уговорите, я знаю, — приговаривал Славянский. — И остальных тоже. Неужели такая очаровательная женщина не сумеет навязать волю группе мужчин зрелого возраста? Ваши ум и обаяние... Это будет больше ваш спектакль, чем мой...
— Ой, какая прелесть! — внезапно закричала Вера Логиновна. — Изольда Евсеевна Кусошникова! А вы знаете, как Изольда Евсеевна собирается в театр? Не знаете? Я вам сейчас покажу...
Изольда Евсеевна была женой самого Ерофея Павловича.
— А как Изольда Евсеевна по телефону с тенором Басовым разговаривает, знаете? Примерно вот так...
Вера Логиновна показала, как Изольда Евсеевна разговаривает с тенором Басовым, как выгуливает собачку, отгоняя посторонних кобелей, как шугает свою массажистку, костерит своего закройщика и встречает Ерофея Павловича после вертолетной охоты. Что за стих нашел на Веру Логиновну, не мог объяснить впоследствии и врач-психиатр, к которому она тайно обратилась. «Мир — театр, люди — актеры», — только и сказал он ей.
— Вера Логиновна! Да вы же настоящая актриса! — воскликнул режиссер отнюдь не из вежливости, а непроизвольно.
И они дружно начали вспоминать любимые словечки будущих героев спектакля, походку их, манеры. Даже бесталанный Казыдло, отдуваясь, изобразил Ерофея Павловича, вызванного на ковер, и довольно похоже.
— А какую роль вы отвели мне? Славянский подумал и сказал:
— Знаете, Вера Логиновна, если мы вас обойдем, это будет как-то... ну, не по-товарищески.
— Разумеется. Всех — значит, всех. Искусство требует...
— Есть там роль Тамары, мездровщицы, которая за столом все супруга одергивает...
Казыдло-то все знал и отклячил от ужаса челюсть, а Славянский продолжал:
— Вы помните, она его в конце акта на плечо взваливает и дает реплику: «Русская баба, она все вынесет!» Реплика обычно вызывает аплодисменты...
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Опыт социального исследования современной спекуляции