Сказка большого города

Владимир Санатин| опубликовано в номере №1436, март 1987
  • В закладки
  • Вставить в блог

Март. Солнышко пригревает. Иду по площади 1905 года и вспоминаю холодную зиму, метели и... снежную сказку, пришедшую сюда в дни новогоднего праздника. Корабли царя Салтана и «тридцать витязей прекрасных», целомудренная царевна и королевич Елисей, находчивый, смекалистый работяга Балда и воплощение мужества, благородства царь Гвидон, ненасытная старуха у разбитого корыта и искатель удачи старик в залатанной одежке, но с золотой рыбкой в руках — в гости к свердловчанам явились в декабре герои пушкинских сказок. Пришли не сами по себе, их пригласили уральские мастера. Впрочем, «пригласили» — не совсем верно сказано. Придется уж открыть секрет: чудесные скульптуры на площади уральскими мастерами и созданы.

А было так. В дни, когда сотни машин вывозили с улиц Свердловска снег, навстречу им шли другие... с белоснежным, в чистом поле добытым снегом. А на Верх-Исетском пруду горожане могли видеть резчиков льда, забитые ледяными блоками кузова и прицепы. Рабочие шестидесяти предприятий города и, конечно же, художники, скульпторы участвовали в сотворении сказки. Только плотники экстра-класса могли возвести крепкие, могучие хоромы царя Додона, увенчанные золотистыми куполами, островерхими сторожевыми башнями. «...Жил-был славный царь Додон. С молоду был грозен он...» Но сколько ни грозился ледяной царь-батюшка, в полуторамиллионном Свердловске долго никто не мог доставить в его палаты волшебного Золотого петушка. И тогда на площади появился Иван Александрович Возчиков, просто слесарь, рабочий завода имени Калинина. Он и «вынул из мешка Золотого петушка».

— Ну, не совсем так было, — объяснял потом слесарь Возчиков. — Я-то знал, что петушок сам не свалится в мешок. Приходилось в цехе вечеровать. Уж больно точная работа. И клювом петух обязан щелкать, и крыльями хлопать, и голосить каждые полчаса... Такого и сделал. Не мог же я пушкинскую сказку переврать. Знал, на елку дети придут. А дети ведь даже лучше, чем мы, взрослые, чувствуют Пушкина...

Возможно, другому городу достаточно было бы разукрашенной лесной красавицы; поглядел на разноцветные огоньки, скатился с горки, подобрал шапку — и домой. Только у свердловчан другие традиции. И стар, и млад спешат они в праздничные дни на площадь. Не скроем, самая большая очередь в диковинном городке за уральскими пельменями. Но не кухня венчает затею. К новогоднему городку люди спешат за другим. В разные годы встречались они здесь с героями Пушкина, Жуковского, Гоголя, Мамина-Сибиряка, Бажова. И не однажды приходилось видеть, как из обшарпанного совхозного автобуса, невесть как пробившегося по бездорожью в Свердловск, вываливается ватага ряженых ребят и девчат, заливисто частит деревенская гармошка, к ней на помощь спешат гитара, аккордеон... И десятки людей пляшут уже без оглядки, вприсядку... Как же хорошо выйти на свежий воздух, вот на такую бурлящую, ликующую площадь и увидеть вдруг, что крепостные ворота царя Додона открыты настежь, а из-за них слышатся сатирические частушки о каком-то современном бюрократе. Выйти и увидеть вдруг, что под сенью снежных крыльев царевны Лебеди целуются влюбленные. Или с улыбкой наблюдать, как дразнят дошкольники снежную старуху у разбитого корыта.

— В сказочных образах Пушкина отразились моральные качества русского человека, и мне хотелось это передать, — говорит автор проекта новогоднего городка молодой свердловский художник Николай Феофилактов. — Понимаю, почему, переводя эскизы в натуру, студенты архитектурного института, художественного училища, мастера-форматоры нашего художественного фонда, даже несмотря на жестокие морозы, работали с энтузиазмом. Как художник я рад, что руководители города и области к новогодним приготовлениям относятся с вниманием, считая это тоже идеологической работой. А помогали нам и мэр Свердловска Павел Михайлович Шаманов, и зампредгорисполкома Юлия Васильевна Корпачева, и главный художник города Сергей Александрович Луканин, обком и горком ВЛКСМ.

Сказочный городок на площади 1905 года в нашей области не единственный. Подобные строятся в Алапаевске, Серове, Первоуральске, Ревде, да, пожалуй, во всех райцентрах Свердловской области.

В Каменске-Уральском даже проводится конкурс на лучший городок, а в Нижнем Тагиле студенты пединститута и Уральского училища прикладного искусства ваяют новогоднюю сказку с помощью отрядов безвозмездного труда. Директор училища Яков Васильевич Полещук рассказывал мне, что его воспитанники во главе с Элей Рочаповой, секретарем комитета ВЛКСМ, давно уже строят новогодние городки без всяких указаний сверху и трудятся не только на центральной площади Нижнего Тагила, но и в парках отдыха, детских садах и даже во дворах.

«Сказка — ложь», — говорил поэт. Да, кончаются праздничные дни, разрушают бульдозеры белоснежные палаты царя Додона, крыши-купола. Избушки на курьих ножках переезжают в школьные дворы и парки. Но праздник на площади все будут вспоминать и в жаркие июньские дни. Ибо «сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 4-м номере читайте о знаменитом иконописце Андрее Рублеве, о творчестве одного из наших режиссеров-фронтовиков Григория Чухрая, о выдающемся писателе Жюле Верне, о жизни и творчестве выдающейся советской российской балерины Марии Семеновой, о трагической судьбе художника Михаила Соколова, создававшего свои произведения в сталинском лагере, о нашем гениальном ученом-практике Сергее Павловиче Корллеве, окончание детектива Наталии Солдатовой «Дурочка из переулочка» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Отклонение от нормы

Научно-фантастический роман

Аксаков

Силуэты