Мифы нашей одежды

Елена Филиц| опубликовано в номере №1427, ноябрь 1986
  • В закладки
  • Вставить в блог

Молодежная мода

Вряд ли нужно говорить, на сколько насыщенной художественной жизнью живет французская столица. Музеи мирового значения... Необозримое число галерей, салонов, экспозиций частных собраний... И все же проходившая в Музее современного искусства выставка «Мифы нашей одежды» привлекла исключительное внимание прессы, вызвала невиданный наплыв посетителей — и взрослых, и детей, и подростков. Множество отзывов и откликов, иной раз самых противоречивых... Выставку одни называли «потрясающей», «ошеломляющей», другие — ... «производящей удручающее впечатление».

Итак, почему «Мифы нашей одежды »? Это становилось понятным после знакомства с фотографиями, макетами, манекенами, масками, заполнившими залы «Музея детей» — одного из отделов Музея современного искусства. Афиша у входа в «Музей детей» поясняла содержание выставки: «Мода. Дети. Подростки. 1883 — 2083». Нет, это не был традиционный показ моделей одежды. Не было это и приглашение к разговору на тему «Что носят?». Скорее здесь были бы уместны другие вопросы: «Кто носит?», «Как носит?», «Почему носит?».

«Музей детей» существует в течение вот уже почти полутора десятилетий. Его деятельность протекает по двум направлениям. Первое — ознакомление юных посетителей с различными формами и направлениями современного изобразительного искусства (в основном периода XIX — XX веков). И второе — привлечение детей и подростков к самостоятельному творчеству, развитие воображения, эстетическое воспитание, результатом которого должно стать искреннее увлечение искусством. Таковы цели, которые ставят перед собой сотрудники «Музея детей», с энтузиазмом отдающие время и силы дошкольникам и школьникам, склонившимся над листами бумаги или над кусочками разноцветных тканей, ищущим выход неуемной своей фантазии.

Инициатор, организатор и, можно сказать, автор идеи выставки — Кароль Манн.

Англичанка по происхождению, Кароль Манн уже давно работает во Франции. Получив диплом искусствоведа, она посвятила свою работу изучению истории костюма. Она искала и анализировала связи одежды с развитием человеческой личности, размышляла о реакции взрослого и в еще большей степени ребенка и подростка на то, во что он одет. Кароль Манн, основательно изучившая разные эпохи материальной культуры, сформулировала свои взгляды на роль и функцию одежды. На выставке можно было увидеть фотографии юных аристократов в бархатных костюмчиках, а рядом фотографии маленьких продавцов спичек, детей бедняков, обреченных спускаться в шахты. Выставка выносила приговор всемогущей «индустрии моды», готовой поддержать самые уродливые формы искажения человеческой внешности и одежды, если это дает прибыль.

Кароль Манн привлекла для осуществления своего замысла художников-декораторов, скульпторов, макетчиков, осветителей и законодателей мод, фотографов и владельцев магазинов обуви. В списке авторов экспозиции можно встретить и такую профессию: «сценограф». И это не случайно. Выставку часто называли «театрализованным показом» — настолько динамично и выразительно были представлены разнообразные экспонаты, иной раз дополнявшие друг друга, а иной раз противоречившие один другому.

Но все же при чем здесь мифы? Что хочет и может выразить, о чем говорит и о чем умалчивает, что скрывает и что обнажает одежда?

Основная концепция всей выставки: «Человек делает одежду. Одежда делает человека».

Одежда — история без слов. Тем не менее это история.

Среди многих европейских стран, об этапах жизни которых рассказала на материале одежды разных времен выставка Кароль Манн, находим и Россию.

Девочка-куколка в широкополой шляпке и нарядном платьице. Через снимок — строка коммерческой рекламы: «Московская Паровая Фабрика Торгового Дома Чепурнов и Савельев». Год 1900-й... Маленький барчук в каракулевой шапке... «Демократическая» Россия — студенты в картузах, какие носили рабочие в начале века... Время разрухи, первые беспризорные... Год 1920-й. Еще сохранилась полувоенная форма, еще популярны френчи... А вот аккуратно одетые молодые работницы, скромно и незатейливо причесанные, в блузочках и юбках...

Свою выставку Кароль Манн и ее помощники готовили в течение почти двух лет. Необходимый материал они черпали, что называется, из «гущи жизни», пытаясь осмыслить представления современной молодежи об одежде.

Кароль Манн, естественно, интересовали фирмы, связанные с производством одежды и обуви. Но ее путь проходил мимо витрин с роскошными и дорогостоящими туалетами, он вел дальше, в маленькие магазинчики и популярные «ботик», завершался на «блошиных рынках», так называемых «пюс», где в неописуемом калейдоскопе городской барахолки можно найти самые немыслимые диковины разнокалиберной одежды — «лохмотьев», «тряпок», всего, что определяется трудно переводимым понятием «нипп» (если не бояться некоторой вульгаризации, то можно, пожалуй, перевести его словом «шмотки»).

От «идеала буржуазной сентиментальности» начала века экспонаты выставки ведут нас к реалиям предвоенных и военных лет. Маленький «наци» в фуражке эсэсовца с улыбкой на тупой мордочке (Германия, 1940-й). Рядом, на другом снимке — девчушка того же возраста с глазами, полными отчаяния и ужаса, и желтой звездой на одежде (Франция, 1941-й, время оккупации)... Становится понятной резкая критика в адрес выставки и ее устроителей, появившаяся на страницах консервативно-буржуазной «Фигаро»: «Сто лет детской и юношеской моды, увиденные историком костюма Кароль Манн, оставляют вкус горечи у посетителей. Обзор детской одежды преподнесен в таком политическом освещении, когда дитя предстает как жертва капитализма, милитаризма, сексуальности, что совершенно травмирует посетителей. Все это очень печально и очень серьезно, — завершает свою статью рецензент. — Выставка представляет детей в качестве вечных жертв общества, в котором мы живем и сегодня, тем самым оправдывая будущие столкновения...»

Однако большая часть рецензий, в числе которых — отзывы английских, итальянских, швейцарских газет, говорит о выставке как необычайно оригинальной — по форме показа материала и по остроумному и убедительному комментарию к нему.

Заключительная часть выставки — экспонаты и иллюстрации, отражающие представление некоторой части молодежи о том, «как надо одеваться», и о том, каким способом можно найти «самовыражение» с помощью ультрамодной одежды. Уличные сценки, снятые в Нью-Йорке, Лондоне, Париже... Серия «тарзанов» со спутанной шевелюрой... «Битники», «хиппи», «панки»... Юноши и девушки, разодетые в конские сбруи, с собачьими ошейниками, романтические пираты и истомленные подростки в локонах и кружевах, диковатого вида парни, украшенные булавкой в ноздре... Вот перед нами девичье лицо. Голова наголо выбрита с левой стороны, а на правой волосы стоят дыбом, лицо пестро раскрашено... Психоаналитики готовы видеть в этих нелепых и бессмысленных формах «самовыражения при помощи одежды» все что угодно, даже... эдипов комплекс, если не в прямом, то в переносном смысле (дескать, «морально прикончим своих отцов»). Но Кароль Манн трезво оценивает причину все новых и новых способов «самовыражения». Она показывает, как манипулирует молодежью «индустрия моды», для которой одной из самых доходных статей является очередной психоз «сверхнового» , «ультранеобычного»...

Выставка Кароль Манн побывала в Москве. Она сопровождалась показом моделей одежды, подготовленных 16 французскими фирмами. «Мода живая» назывался этот «радостный карнавал, талантливый спектакль, праздник красок, воображения, фантазии», как назвал встречу в Москве, организованную в рамках культурного сотрудничества СССР — Франция, известный советский художник моды Вячеслав Зайцев. Манекенщицы Московского Дома моды показывали работы французских модельеров.

Вячеслав Зайцев, который вел демонстрационный просмотр, заметил, суммируя впечатления от французской коллекции: «Современная мода никому не навязывает свой диктат. Никакие решения не являются обязательными для всех. Художник предлагает направление мысли. Хотите — соглашайтесь с ним, хотите — спорьте. Сами участвуйте в создании моды».

Прислушаемся к этому приглашению...

  • В закладки
  • Вставить в блог
Представьтесь Facebook Google Twitter или зарегистрируйтесь, чтобы участвовать в обсуждении.

В 12-м номере читайте о «последнем поэте деревни» Сергее Есенине, о судьбе великой княгини Ольги Александровны Романовой, о трагической судьбе Александра Радищева, о близкой подруге Пушкина и Лермонтова Софье Николаевне Карамзиной о жизни и творчестве замечательного актера Георгия Милляра, новый детектив Георгия  Ланского «Синий лед» и многое другое.



Виджет Архива Смены

в этом номере

Семь нот с барьерами

Журналистская судьба часто сводила меня с молодыми музыкантами не на концертах, а при обстоятельствах сугубо жизненных

Антиквары

Повесть