Футбольный клуб «Надежда»
Турне московского «Динамо» по Вепикобритании поздней осенью 1945 года – одна из самых славных страниц в истории советского футбола. Подробности четырех матчей, сыгранных динамовцами на родине футбола, хорошо известны болельщикам по книжке «19:9», вышедшей в 1946 году и ставшей библиографической редкостью, по воспоминаниям участников, по многочисленным публикациям в справочной и документальной литературе, в периодической печати. Работая над книгой о Всеволоде Боброве, писатель А. Салуцкий, естественно, много внимания уделил этому турне. Публикуя его материал, мы выполняем просьбы многих любителей футбола.
В послевоенном Лондоне все чаще слышали русскую речь. Сюда по приглашению лидера английских тред-юнионов Юджина Ситрина приехала делегация советских профсоюзов во главе с председателем ВЦСПС Василием Васильевичем Кузнецовым. Поездка футболистов «Динамо» совпала по времени с пребыванием в английской столице группы советских дипломатов, которую возглавлял посол СССР в США Андрей Андреевич Громыко. Здесь же, в Лондоне, находилась в это время и большая делегация советских юношей и девушек из всех союзных республик во главе с первым секретарем ЦК ВЛКСМ Николаем Александровичем Михайловым – она участвовала во Всемирном конгрессе молодежи, на котором 445 делегатов и 160 наблюдателей из 64 стран учредили Всемирную федерацию демократической молодежи.
Именно на этом фоне всевозрастающего интереса к Советскому Союзу и расширяющихся международных контактов проходили матчи динамовцев с лучшими английскими командами. И когда первая игра с лондонским «Челси» закончилась сенсационной ничьей – 3:3, это сразу же «аукнулось» во всей спортивной Европе.
Но коснемся предыстории английского турне команды «Динамо».
На следующий день после первого матча динамовцев в Лондоне руководителя советской спортивной делегации принял в конторе британской футбольной ассоциации на Ланкастергейт, 22, ее генеральный секретарь мистер Роуз. Эта встреча была закономерной, поскольку именно Стэнли Роуз считался одним из самых активных сторонников проведения матчей с советскими футболистами. Именно Роуз еще 13 октября 1945 года пригласил советских дипломатов на матч между командами «Челси» и «Вест-Хэм Юнайтед», во время которого задал советнику посольства СССР по культуре Борису Караваеву вопрос: «Когда, по вашему мнению, смогли бы встретиться английские и советские футболисты?» Собственно говоря, с этого вопроса и стала стремительно раскручиваться спираль событий, благодаря которым уже ровно через месяц – день в день – 13 ноября 1945 года состоялся первый матч динамовцев на лондонском стадионе «Стамфорд-Бридж».
Хотя дата игры планировалась англичанами заранее, исходя исключительно из ситуации внутреннего футбольного календаря, трудно было выбрать для этого матча более подходящий момент во всей послевоенной истории футбола. Встреча между московским «Динамо» и лондонским «Челси» оказалась первым международным матчем после первого послевоенного заседания Международной федерации футбола, которое свидетельствовало о возрождении мирового спорта.
И вот в Цюрихе, в швейцарской резиденции ФИФА на Банхофштрассе, 77, снова, как в добрые довоенные времена, под руководством Жюля Римэ собрались на двухдневное заседание «отцы» мирового футбола. Эта встреча открылась 10 ноября 1945 года.
Естественно, на ней присутствовал Стэнли Роуз, от которого президент ФИФА, пять вице-президентов, генеральный секретарь этой организации д-р И. Шрикер и шесть временных членов Исполкома с огромным интересом узнали о предстоящем в Лондоне международном матче с участием московской команды «Динамо». Хотя в исходе этого матча никто из заседавших в Цюрихе не сомневался, именно эта игра между командами, представлявшими союзников по антигитлеровской коалиции, по мнению «отцов» футбола, предвещала бурный расцвет послевоенного «первого всемирного спорта».
Заседания закончились поздно вечером 12 ноября. А в девять часов утра 13 ноября мистер Роуз позавтракал в Цюрихе, сел в самолет и отправился в Лондон, чтобы с воздушного корабля поспеть на футбольный бал. Ровно в 14 часов 30 минут Стэнли Роуз занял свое привычное место в гостевой ложе и стал свидетелем исторического футбольного матча, открывавшего эру послевоенного международного футбола.
Телевизионной системы «Евровидение» в ту пору еще не существовало, однако члены Исполкома ФИФА, и в том числе президент этой организации Жюль Римэ, в тот же день узнали о сенсационном результате матча между прославленным «Челси» и неизвестным русским «Динамо».
И уже 14 ноября президент ФИФА Жюль Римэ пригласил к себе советскую спортивную делегацию, находившуюся в то время в Париже, – Постникова, Гранаткина и Никифорова. После короткого обмена мнениями о важности развития международных спортивных контактов Жюль Римэ вызвал стенографистку и в присутствии гостей продиктовал ей текст официального письма, в котором содержалось приглашение советским футболистам стать членами Международной федерации футбола.
Через несколько минут письмо было отпечатано на бланке ФИФА, и Жюль Римэ, человек, который подарил Международной футбольной федерации золотую статуэтку богини Нике, ставшую главным футбольным призом мира, размашисто подписав бумагу, вручил ее советским представителям.
Таким образом, Международная федерация футбола стала первой всемирной спортивной организацией, в которую вступил Советский Союз. По случайному стечению обстоятельств, спустя ровно год – 15 ноября 1946-го, когда была создана и организационно оформилась Всесоюзная секция футбола, в штаб-квартиру ФИФА из Москвы ушло официальное письмо с просьбой о принятии в эту международную спортивную федерацию. А уже 15 декабря того же года состоялось положительное решение Исполкома ФИФА, причем председатель Всесоюзной секции футбола Валентин Гранаткин стал вице-президентом этой международной федерации. Тогда же Исполком внес предложение признать русский язык, наравне с английским, французским и испанским, в качестве официального языка ФИФА. Это предложение утверждено было на XXVI лондонском конгрессе ФИФА 27 – 28 июля 1948 года.
Так «аукнулось» триумфальное турне московского «Динамо» по Великобритании.
ФИФА, несмотря на антисоветизм, провозглашенный Черчиллем, последовательно проводила политику контактов с советским футболом. Руководители ФИФА сохранили глубокую благодарность к советскому футболу за то, что блестящее выступление московской команды «Динамо» в Великобритании превратило это, казалось бы, рядовое, малозаметное турне в перворазрядное спортивное событие, привлекло к нему мировое внимание и сделалось явлением, с которого начался ренессанс международного футбола.
Лондон с интересом встретил дебют советских футболистов. С утра на стадион «Стамфорд-Бридж» устремились легионы болельщиков, которые внесли сильную дезорганизацию в уличное движение английской столицы. Вишневый автобус, выделенный команде «Динамо», с колоссальным трудом пробивался сквозь плотную толпу, водитель не переставал выводить трели своим клаксоном. А машина советского посла с пешеходной скоростью «дрейфовала» в человеческом море от вокзала Виктории до стадиона, со всех сторон окруженная людьми, которые приветственно махали руками. Опытный посольский водитель Николай Сергеевич Тетерев, много лет проработавший в Лондоне, утверждал, что не видел на своем веку подобного столпотворения.
Зрителям не хватило мест на трибунах, и они расположились на крышах высоких зданий, окружавших стадион, взобрались на стеклянную кровлю «козырька» «Стамфорд-Бриджа». В самый разгар матча этот козырек в одном месте не выдержал тяжести и проломился, какой-то болельщик вместе с осколками стекла свалился на головы своих собратьев. Происшествие закончилось благополучно лишь потому, что по счастливой случайности рухнувший вниз любитель футбола в прошлом был опытным парашютистом, что помогло ему удачно приземлиться, даже не потеряв шляпу.
Расположились зрители и на бровке футбольного поля. Под присмотром полицейских, без помощи которых невозможно было подавать угловые удары, болельщики расселись вдоль лицевых линий. Когда Сергей Соловьев бил пенальти в ворота «Челси» и промахнулся, то с трибун многим показалось, что удар пришелся в боковую стойку, – так упруго, с гулким звуком отскочил мяч в поле. Болельщики решили, что динамовцы ринутся на добивание, однако игроки почему-то разочарованно отвернулись и побежали к центру поля. Секрет такого поведения заключался в том, что мяч угодил вовсе не в штангу, а в солидного полицейского, как столб, стоявшего рядом с ней.
Матч с лихвой оправдал надежды болельщиков, доставив им огромное удовлетворение. Правда, спортивные обозреватели не сразу разобрались, в чем секрет русских, которые явно имели преимущество в игре. Не случайно лондонские газеты дружно отметили только быстрый стиль игры советских футболистов, предрекая, что следующий соперник динамовцев, команда «Кардифф-Сити», наверняка победит гостей, потому что ее игроки более энергичны, чем футболисты из «Челси».
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.