Последнее время часто бываю в самых разных профтехучилищах, городских и сельских, встречаюсь со многими воспитателями и педагогами. Разные это люди. Но вот ни разу не встретился мне среди них человек равнодушный, так сказать, чиновник от профтехобразования. Наверное, мне просто везло. Но все-таки общая закономерность проглядывается.
Учащиеся из группы облицовщиков-плиточников строительного ГПТУ-55, с которыми я познакомился в Новосибирске, были вполне самостоятельные, с чувством собственного достоинства, умные и, я не побоюсь это написать, красивые девушки и парни. Девушек, кстати, оказалось впятеро больше парней. Когда они поступили в училище, первое, что было сказано им директором, звучало так: теперь вы уже не школьники, а настоящие рабочие, проходящие курс подготовки. Посвящение в рабочий класс оказалось не формальным актом, а повлияло на развитие личности. Не только преподаватели, но и родители, с которыми мне пришлось беседовать, говорили о качественных изменениях, происходивших в каждом. Я не склонен переоценивать эту «самостоятельность», но, спору нет, той самой инфантильности, которой страдают до зрелых лет многие школьники, в них было куда меньше.
Это заметно и в их отношении к своим мастерам. Надо сразу сказать, что, как бы ни распинался и ни пел соловьем иной мастер производственного обучения, если он не подлинный мастер своего дела, уважения в группе не завоюет. Одна деталь: в столовой ГПТУ-55 посреди зала стоит несколько колонн, облицованных белой кафельной плиткой. Плитка как новая, но одна из девушек группы Валентины Федоровой рассказала:
– Эти колонны двенадцать лет назад облицовывала Валентина Степановна, наш мастер. Видите, какое качество – двенадцать лет стоят, а как новенькие!
И в этих словах была гордость за своего мастера, за свою группу, которая учится у такого мастера. Наконец, настоящая гордость за хорошую работу. А мастер Федорова своих учениц часто называет ласково: «Мои Маргариты...» В память первой своей любимой ученицы. Профессия строителя в нашей стране самая массовая, а наибольшее количество строителей занято на отделке.
Чтобы понять, что же за специальность выбрали себе те самые красивые и уверенные девушки и юноши из группы 22, я несколько дней провел на стройке. Идеализировать работу отделочника на стройке не стоит. Песок, цемент, вода, размешанные в корытце до сметанообразного состояния, невзрачная керамическая глазурованная плитка, опущенная в грязноватую воду, – вот и вся, так сказать, «художническая палитра», которой располагает облицовщик-плиточник. Правда, в последнее время появились разные многоцветные керамические, стеклянные и даже пластиковые плитки, но в принципе мороки с ними не меньше. Условия труда облицовщиков вряд ли лучше, чем у каменщиков или монтажников, работающих круглый год под открытым небом.
В группе уже сейчас есть ребята, которые благодаря своим мастерам и старанию стали настоящими специалистами, еще не закончив учебы. В училище умеют учить. Но вот о чем хотелось бы поговорить: будут ли они верны этой рабочей специальности в своей взрослой жизни? Причины на то были...
Второй курс в ПТУ для многих переломный. Именно в это время как бы происходит настоящее вступление в рабочий класс. Где-то здесь будущий рабочий окончательно осознает свое положение и состояние. Он начинает понимать, подходит или не подходит ему та специальность, которой он обучается в ПТУ, любит ли он это занятие или равнодушен к нему.
...В комнате общежития, куда мы пришли с Валентиной Степановной, намечалось небольшое торжество – отмечали день рождения Нади Киселевой. Семнадцать лет...
Завязался общий разговор. Стал расспрашивать девушек о житье-бытье. Оказалось, что после летней работы в стройотряде многие – в первую очередь бывшие детдомовцы – впервые ощутили самостоятельность. Не понадобилось и задавать вопросы, чтобы понять – в известной мере свою самостоятельность они увидели в заработанных деньгах.
Оказывается, деньги были для них не только эквивалентом их затраченного труда – строго по политэкономии, – но и источником самостоятельности. Наивно, конечно, самостоятельность измерять не моральными ценностями, а только величиной заработка, но кое в чем они, безусловно, были правы.
Я не стал проводить в группе намеченную мной анкету на тему, как ребята представляют себе свое будущее. Но разговор такой был, состоялся. Записывать дословно я не мог. Просто пометил специальности, в которых ребята видят себя в будущем.
Вот этот перечень: архитектор (можно считать где-то продолжением своей специальности), строитель-монтажник (тоже останется на строительной площадке), шофер, дважды или трижды швея (эти уже уйдут от плитки), культработник, биолог, медик, кулинар, юрист, тренер.
Остаться прочно в своей получаемой в училище профессии собрались только шестеро, то есть всего четверть группы!
И это учащиеся, успешно осваивающие специальность и достигшие в ней, по мнению мастера, уже многого.
У одних желания, конечно, так и останутся желаниями, но вот Саша Селезнев, например, уже сейчас готовится к профессии тренера. Влюбленный в своего тренера – Саша занимается лыжами, – он уже твердо знает, кем станет.
Прошу понять меня правильно, я не за то, чтобы лишить Селезнева или девушку, мечтающую о юридическом факультете, их места в ГПТУ-55, окончив которое они в конечном итоге – после отработки обязательного минимума – не будут работать облицовщиками-плиточниками. Но я за то, чтобы такие, как принято сейчас говорить, «деформации» были исключением, а не правилом.
В актовом зале училища прямо над сценой висит лозунг со словами В. И. Ленина: «Человек будущего в России – рабочий». Познакомившись с ребятами и девушками группы 22, я увидел, что слабенький Саша Быковников обязательно станет в конечном итоге рабочим – он упорно идет по этому пути. Но чтобы стали рабочими пусть не все, но большинство, в системе профтехобразования надо коренным образом менять то, что только по формальным признакам именуется профориентацией.
Нельзя же нам и впредь умиляться появляющимися в печати заявлениями примерно такого содержания: «Половина выпускников школ города, приобретших профессию в учебно-производственных комбинатах, работают по полученной специальности».
Увы, не работают. Гораздо чаще раз за разом меняют профессию, всякий раз начиная осваивать новую едва ли не с азов.
В 11-м номере читайте о видном государственном деятеле XIXвека графе Александре Христофоровиче Бенкендорфе, о жизни и творчестве замечательного режиссера Киры Муратовой, о друге Льва Толстого, хранительнице его наследия Софье Александровне Стахович, новый остросюжетный роман Екатерины Марковой «Плакальщица» и многое другое.
Повесть
Рассказ
Футбольный клуб «Надежда»